История Борисова

«В 1102 году князь Борис Всеславич (сын князя Полоцкого Всеслава Брячиславича (Чародея) и дядя инокини и просветительницы Евфросиньи Полоцкой) ходил на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град во свое имя…».

Основание Борисова восходит к самому началу XII в. (1102 г.) и связано с именем полоцкого князя Бориса Всеславича. Как укрепленное поселение Полоцкой земли впервые упоминается в Лаврентьевской (1127 г.) и в Ипатьевской летописях (1128 г.). В XIII в. вошел в состав Великого княжества Литовского. Более трехсот лет город был частновладельческим поселением магнатов Огинских и Радзивиллов, с 1793 г. — в составе Российской империи.

Портал города Борисова vBorisove.by запустил некоммерческий спецпроект под названием «Борисов 1102», посвященный истории нашего города: http://vborisove.by/archives/24799

В интернете запущен проект о истории Борисова: http://vborisove.by/archives/24799

•••••

 КЛЮЧИ В РУКЕ АПОСТОЛА ПЕТРА 

Древние евреи верили в существование ключей Божьих, которые воскрешают мертвых и символизируют рождение. В христианстве этот мотив развился в виде ключей от рая, которые Бог передал на хранение Святому Петру. Именно эти ключи и изображены на гербе Ватикана, причем золотой ключ символизирует духовную власть, а серебряный — светскую. Также эти ключи иногда толкуют как разрушающую (золотой) и связывающую (серебряный) силы, а также небесный и земной paй.
КЛЮЧИ В ЯЗЫЧЕСТВЕ
 На фресках гробниц можно видеть богов, которые используют анх как ключ в похоронных церемониях, Он символизировал ключ от врат смерти, которые открывают дорогу в бессмертие. Во время Страшного суда ангел запрет большим ключом бездну, в которой будет навечно заточен Сатана.
Древние греки верили, что богиня Геката хранила ключи от врат подземного мира. Такие же ключи хранились у Персефоны и Кибелы. В Древнем Риме ключ считался атрибутом двуликого бога Януса, которого почитали в том числе и как изобретателя замков. Янус владел «ключами власти», отпирающими двери зимнего и летнего солнцестояния, а также открывающими доступ к богам на небо. Эмблемой этого бога были два скрещенных ключа над сердцем, Ключами власти владел и бог Митра. У кельтов ключи от стойла были принадлежностью богини коневодства Эпоны.
•••••

Первое упоминание о городе в Лаврентьевской летописи относится только к 1127 г., а в Ипатьевской к 1128 г., как крепости Полоцкого княжества. Первое поселение, находившееся на территории поселка Староборисов, сгорело в результате сильного пожара, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Первооснова города возникла на месте деревни Старый Борисов на левом берегу реки Березины, недалеко от впадения в нее реки Схи. Сохранились остатки городища и курганные могильники (XII в.). Очевидно, удобное географическое расположение на одной из сухопутных дорог с запада на восток, как и удобная связь с южными землями по водному пути Березина — Днепр, давно было облюбовано человеком.

Территориальный рост города и его переход на правобережье Березины отмечается с середины XIX в. Интенсивное развитие этой части города (Новый Борисов) начинается после строительства железной дороги Москва — Брест (1871 г.), железнодорожной станции, складских и промышленных зданий.

Согласно старому плану Борисова его главная улица брала начало от замка, проходила мимо торговой площади, пересекала весь город и вливалась в тракт на местечко Зембин. Эта улица (ныне ул. III Интернационала) сохранила свою трассу до настоящего времени. Свое местоположение сохранила и торговая площадь(возле собора)

Одна из самых старых улиц города — III Интернацонала.

Наиболее значительным фрагментом исторической части города являются торговая площадь и отрезок ул. III Интернационала. Имеющаяся здесь застройка XIX — начала XX в.: костел, собор и отдельные жилые дома — является «историческим паспортом» города, своеобразным уголком его планировки.

Собор Воскресенский  


Дата строительства: 1874 г.Адрес: ул. Лопатина, 34
Координаты: 54°14’42″N, 28°30’17″E

Стиль: ретроспективно-русский (московско-ярославское направление)

Собор (1874 г., архитектор П. Меркулов) с колокольней (1907 г., архитектор В. Струев) стоит в середине торговой площади, построен в духе псевдорусского зодчества. Памятник отличается высокими художественными качествами, красочностью, а его объемная композиция с развитым многокупольем выгодно разнится от соседствующей рядовой застройки.

Cобор: брама-колокольня  

Дата строительства: 1907 г.
Координаты: 54°14’42″N, 28°30’14″E

  Гимназия женская 


Дата строительства: начало XX в.
В советское время в здании располагались: сперва еврейская школа, затем 2-я средняя школа (русскоязычная).

Железнодорожный вокзал


Дата строительства: начало XX в.
Стиль: модерн

Земляные укрепления войны 1812 г. («Батареи»)

Дата строительства: 1812 г.
Ориентир: на пр. Революции между домами №№ 73 и 75, недалеко от пешеходного моста через Березину
Координаты: 54°13’59″N, 28°29’55″E
Русско-французская война 1812 г.

Казначейство (банк,если сказать современным языком)

Дата строительства: 1807 г. (?), 1912 г.
Адрес: ул. Лопатина, 32

Синагога Большая


Даты строительства / обновления: 1912 г. / 1962 г.
Адрес: ул. 3-го Интернационала, 49
Можно увидеть, насколько интереснее было это здание до реконструкции 1962 г.

Костел Рождества Девы Марии 

Даты строительства / обновления: 1806—23 гг. / 1830 г. / 1988—90 гг.
Адрес: ул. 3-го Интернационала, 28
Координаты: 54°14’30″N, 28°30’20″E
Стиль: поздний классицизм

Костел (ул. Интернациональная, 28), построенный в начале XIX в. в формах архитектуры классицизма, видоизменен: башня главного фасада, отсутствовавшая до 1990-х гг. была заново пристроена.

Синагога «Хевре тылим»


Дата строительства: 1911 г.
Адрес: ул. Лопатина, 41

Два еврейских кладбища


Дата: с 1902 г.
Ориентир: на северной окраине города и на на ул. Заслонова
На кладбище (на северной окраине города) находится могила известного раввина г. Минска Е. Е. Перельмана.



Население

 

1795 — 1 600 человек
1887 — 17 737 человек, в том числе 10 300 иудеев и 6 264 православных
1907 — 18 055 человек
1959 — 59 300 человек
1969 — 77 000 человек
1970 — 84 000 человек
1991 — 150 200 человек
1996 — 156 000 человек
1997 — 159 300 человек
2007 — 169 300 человек
2010 — 147 100 человек



Известные люди
  • Борисенко, Василий Васильевич (1904—1984) — белорусский литературовед. Академик Академии наук Белорусской ССР
  • Трусов, Антон Данилович (р. 1835—1886) — деятель русского и белорусского революционного движения
  • Бурмистрова, Наталья Михайловна (1918—2008) — актриса театра и кино, народная артистка СССР (1972)
  • Громыко, Анатолий Андреевич (р. 1932) — член-корреспондент Российской Академии наук, доктор исторических наук.
  • Козик, Леонид Петрович (р. 1948) — Председатель Совета Белорусской Федерации профсоюзов. Юрист, экономист, доктор экономических наук.
  • Линдквист, Инга-Лина (р. 1964) — шведская писательница, прозаик, поэт, публицист, драматург.
  • Чубайс, Анатолий Борисович (р. 1955) — российский политик.
  • Сацук, Сергей Михайлович (р. 1993) — белорусский документовед.
  • Галыгин, Вадим Павлович (р. 1976) — юморист, телеведущий,резидент Comedy Club.
  • Калинчик, Людмила Георгиевна (р. 1982) — белорусская биатлонистка.
  • Андрей Николаевич Арямнов (р. 1988) — тяжелоатлет, чемпион Олимпийских игр 2008, Чемпионата Мира 2007, Чемпионата Европы 2010.

…немного о настоящем…

В Беларуси многие приезжие постоянно забывают купить сигареты. Почему? Потому что ни в одной палатке вы не найдете этих разноцветных пачек на витрине. В лучшем случае, будет висеть такое «меню», а чаще всего — ни одного упоминания о никотиновых палочках. Нужно спрашивать : «Есть ли у вас сигареты?» 90% продавцов ответят, что есть, а ассортимент будет достаточно велик. Вам достанут нужные пачки буквально из-под-полы. Но не потому, что запрещено продавать. Запрещено вывешивать на общее обозрение.