Пока парламентские выборы в Беларуси явно не стали основным политическим событием года, как это обычно происходит с избирательными кампаниями в большинстве стран мира. Вероятно, этап агитации сделает эти выборы более интересными. Однако, полагают эксперты, власти вряд ли позволят оппозиции в полной мере воспользоваться даже прописанными в избирательном законодательстве возможностями работы с населением.

Общественное объединение «Белорусская ассоциация журналистов» (БАЖ) традиционно во время избирательных кампаний проводит мониторинг их освещения в СМИ. Первый проанализированный этап текущей кампании охватил период с 31 июля по 17 августа, то есть время формирования избирательных комиссий и выдвижения кандидатов в депутаты. Всего анализировались материалы 17 электронных и печатных СМИ Беларуси.

Несмотря на то, что избирательная кампания уже идет полным ходом, для белорусских как государственных, так и негосударственных СМИ парламентские выборы пока так и не стали ярким медийным событием. По мнению медиаэксперта Алеся Антипенко, выборы для СМИ сейчас — это скорее «политически ритуальное дело, итоги которого нетрудно предсказать».

Он отметил, что выборы освещаются в традиционной манере. Так, государственные СМИ вновь отводят парламентской кампании меньше внимания, чем погоде и спорту.

Главным ньюсмейкером кампании в государственных СМИ прогнозируемо стал Центризбирком. Присутствие же оппозиционных политических партий, представители которых участвуют в выборах, в государственной прессе минимально. «Если о них и заходила речь, то преимущественно в отрицательном или чрезвычайно отрицательном тоне. Чрезвычайно отрицательной была и характеристика роли и деятельности западных наблюдателей», — подчеркнул Антипенко.

В целом же характерной чертой освещения избирательной кампании в государственных СМИ стала полярная репрезентация — власти и оппозиции, наблюдателей из стран СНГ и Запада. В первом случае — с большим плюсом, во втором — с большим минусом.

Негосударственные СМИ, отметил Антипенко, подавали тему выборов «в более широком диапазоне и не ограничивались только официальной информацией». «Вместе с тем, судя по площади, которую негосударственная пресса отвела выборам, видно, что эта тематика еще не стала для нее четко приоритетной», — отметил эксперт.

На этапе агитации даже в силу избирательного законодательства тема выборов в СМИ будет присутствовать в большей ступени.

Так, каждому кандидату в депутаты будет предоставлена возможность бесплатно выступить по телевидению и радио. Выступления будут транслироваться с 27 августа по 14 сентября в достаточно удобное время: по телевидению с 19 до 20 часов, по радио — с 18 до 19 часов.

Кандидат, баллотирующийся в Минске, сможет выступить в эфире телеканала «Беларусь-2» и по радио «Столица», в Минской области — по СТВ и радио «Столица», в других областях — в эфире областных теле- и радиокомпаний. Продолжительность каждого выступления — не более пяти минут.

Будет предоставлена кандидатам в депутаты возможность засветиться в СМИ и в ходе дебатов. Но только в том случае, если несколько кандидатов из одного округа захотят принять в них участие.

Важная особенность выступлений и дебатов — все они будут транслироваться в записи. Во время президентских выборов 2010 года оппозиционные кандидаты достаточно эффективно использовали прямой эфир дебатов для критики власти и лично Александра Лукашенко. Больше подобной возможности альтернативным кандидатам решили просто не предоставлять.

На агитационную кампанию, в том числе на покупку газетной площади и эфирного времени, кандидат в депутаты сможет использовать и средства из личного избирательного фонда. Его предельный размер — одна тысяча базовых величин, или около 12 тысяч долларов.

Многие оппозиционные кандидаты уже заявляли о намерении сняться с выборов перед голосованием. А потому самым важным моментом своей кампании они считают именно максимально эффективное использование легальных способов ведения агитации, а не возможную победу на выборах.

Впрочем, обольщаться оппозиционным кандидатам вряд ли стоит, полагают эксперты. Скорее всего, власти попытаются различными способами помешать эффективному ведению их избирательных кампаний.

Как отмечает политический обозреватель Павлюк Быковский, в ряде случаев инициатива может перейти к провластным кандидатам. «На парламентских выборах впервые будет использоваться механизм формирования внебюджетных избирательных фондов кандидатов. Не исключаю, что в большей степени именно провластные кандидаты будут стремиться использовать средства из таких фондов, чтобы дополнительно публиковать свою предвыборную агитацию в СМИ либо, например, использовать в агитационных целях FM-станции», — считает Быковский.

А вот оппозиционным кандидатам использовать в своих целях радиостанции будет проблематично. Вряд ли на них забыли случай с «Авторадио», которое лишилось права на вещание фактически за трансляцию предвыборных роликов кандидата в президенты на выборах-2010 Андрея Санникова.

Могут власти минимизировать отрицательный для себя эффект и от дебатов, которые приветствуют в первую очередь оппозиционные кандидаты.

«Думаю, дебаты будут проходить ближе к началу досрочного голосования, — отметил Быковский. — Не исключаю, что это будет время, когда оппозиционные кандидаты уже станут сниматься. В таком случае в дебатах если и будут участвовать, то провластные кандидаты, спарринг-партнерами которых выступят кандидаты из лояльных или партнерских по отношению к власти организаций».

Кроме того, полагает эксперт, власти вполне могут прибегнуть и к корректировке выступлений оппозиционных кандидатов по телевидению и радио.

«Наверняка что-то из выступлений вырезаться будет, — прогнозирует эксперт. — Постфактум это могут назвать перегибами на местах или как-то по-другому, но дело будет сделано в нужном вертикали ключе. Практика проведения предыдущих кампаний показывает: желающие что-то вырезать из выступлений кандидатов находятся, и никто за это ответственности не несет».

Власти, в том числе и через высказывания руководства Центризбиркома, недвусмысленно дали понять, что постараются снизить до минимума негативную для себя риторику со стороны оппозиции. Потому эффект от использования государственных СМИ демократическими силами может быть значительно меньшим, чем рассчитывает оппозиция.

Автор: Сергей Королевич

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ


КОММЕНТАРИИ