Начало первой волны азиатских и африканских мигрантов в Западную Европу связано с двумя факторами: политикой бывших метрополий, традиционно принимающих с начала 1950-х годов жителей своих бывших колоний (Великобритания, Франция, Испания, Португалия) и политикой стран-импортеров трудовой миграции (Германия, Швеция, Нидерланды, Дания).

Всего в 1950 году в странах Западной Европы проживало около 300 тыс. мусульман, а уже в 1970 году их насчитывалось 2,7 млн. человек. В 2002 году в Европе насчитывалось 18,4 млн. мигрантов, из них около 9 млн. являлись выходцами из мусульманских стран Ближнего Востока и Северной Африки. Согласно подсчетам Ватикана, из 6,5 млрд. населения Земли 19 % исповедуют ислам. За последние 30-40 лет эта цифра увеличилась в три раза. Нынешнее число мусульман в странах Западной Европы оценивается по-разному — от 15 млн. до свыше 23 млн. человек.

Журнал «Власть» в конце 2009 года предложил выкладку процентного числа мусульман в Европе по отдельным странам. Согласно информации Mapping the Global Muslim Population, на которое ссылалось российское издание, из государств Западной Европы в Великобритании проживает 1,6 млн. мусульман или 12,7 % всего населения страны, во Франции — около 3,5 млн. или 6 % населения, 0,9 млн. или 5,7 % приходится на Нидерланды и 4 млн. или 5 % — в Германии.

Великобритания

В 1948 году британским правительством был принят «Акт о миграции», снимавший какие-либо ограничения для переселения в Великобританию жителей британских колоний. Сегодня численность мусульманской общины на Британских островах составляет более 1,6 млн. человек, это более 12 % от всего населения страны. Влияние мусульман в Великобритании настолько велико, что в стране действуют шариатские суды, и проводятся демонстрации с требованиями распространения шариата на всех англичан. В стране работает свыше двадцати исламских банков, это в среднем вчетверо больше, чем в любом другом европейском государстве.

Исламскому Европейскому Форуму, считающемуся организацией, лоббирующей исламизацию Британии и поддерживающей законы шариата и концепцию джихада удалось получить больше ^10 млн. из британского бюджета «на борьбу с… экстремизмом в среде мусульман Великобритании». Британский закон о свободе слова позволяет экстремисту Анжему Чоудари открыто говорить о своей поддержке терроризма и призывать королеву принять ислам.

Вот как положение мусульман в Великобритании в 2005 году оценивал один из российских политологов-исламистов Гейдар Джемаль: «В Великобритании мусульмане чувствуют себя прекрасно. В Лондоне они опираются на солидарность огромного количества низовых организаций: профсоюзов, левых организаций. На демонстрацию протеста против войны в Ираке выходит миллион англичан, которые вместе с мусульманами скандируют «Аллаху Акбар!», тем самым приводя в ужас либеральных журналистов из России, которые спрашивают у молодых англичанок: «Почему вы кричите «Аллаху Акбар!», ведь вы же не мусульманки?» На что веснушчатые белобрысые девчонки отвечают: «Нам кажется, мистер, вы плохо относитесь к исламу».

Германия

В 1922 году в Германии появилось Берлинское исламское сообщество, в 1925 году в Берлине построили первую мечеть. Однако резкое увеличение числа мусульман в Германии принято связывать с политикой трудовой миграции 1960-х годов. С целью послевоенного восстановления экономики государства власти объявили о массовом наборе иностранных работников. В октябре 1961 года между ФРГ и Турцией было подписано соответствующее соглашение.

Срок пребывания турок в Германии сперва ограничивался двумя годами, а привозить с собой семьи им запретили. Однако позже стало ясно, что постоянно обучать новые кадры для немецких компаний слишком затратно, и мигрантам разрешили оставаться на более долгий срок. С 1963 года к туркам присоединились марокканцы, с 1965-го — тунисцы, а позже — мигранты из Ирана, Ирака, Афганистана и Югославии. Сегодня в Германии проживает около 4 млн. иммигрантов, большинство которых (от 2,5 до 3 млн.) приехали из Турции, причём лишь 700 тыс. из них имеют немецкие паспорта.

Согласно опросам, таким положением вещей недовольна большая половина коренного населения. По данным Института народонаселения в Алленсбахе, 55% западных немцев и 74% восточных считают, что иммигранты-мусульмане «в социальном и финансовом плане обходятся гораздо дороже, чем та экономическая польза, которую они приносят».

Недовольство немцев вызывает и тот факт, что каждый третий иностранец и каждый второй турок в Германии является безработным, живущим на социальное пособие. Коренное население озабочено тем, что мигранты-мусульмане практически не интегрируются в общество, а многие (10—15%) не желают посещать специальные курсы по интеграции, изучать язык, культуру, историю и право Германии.

При этом 82% турецких иммигрантов считают, что власти Германии предпринимают недостаточные усилия для их интеграции, а 45% чувствуют себя «непрошеными гостями». О нежелании мусульман вливаться в немецкую культуру и негативных последствиях этого написал в своей книге «Германия самоликвидируется» бывший член правления Бундесбанка и представитель Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Тило Саррацин: «7% турок и 90% арабов в Берлине не хотят заниматься образованием своим детей, и единственное, что они умеют — плодить девочек в хиджабах».

Канцлер Германии Ангела Меркель назвала высказывания Саррацина «недопустимыми и ведущими к расколу общества», позже также затронула проблему интеграции мигрантов в Германии. По её мнению, коренное население тоже должно интегрироваться в исламскую культуру и не препятствовать строительству мечетей: «Наша страна будет меняться и дальше. Интеграция является задачей всего общества, которое принимает у себя иностранцев. Многие годы мы строили себе иллюзии по этому поводу».

Еще одной связанной с гастарбайтерами-мусульманами проблемой в Германии является исламский радикализм. По информации Федерального управления уголовной полиции Германии на 2010 год, в стране проживают около 400 радикальных исламистов, из них 131 «представляет особую опасность». Кроме того, по данным правоохранительных структур Германии, в стране функционируют «вербовочные сети» и террористические организации, связанные с «Аль-Кайедой» и «Талибаном».

Франция

Во Франции границы для приезжих открылись ещё в 1920—1930-е годы, во время экономической депрессии после Первой мировой войны. В это время в страну стали приезжать рабочие из стран Восточной и Южной Европы, в основном испанцы. Мусульмане в массовом порядке стали мигрировать во Францию позже, после Второй мировой. В 1970 годах рабочим из Турции, Ливана, а также Алжира, Марокко, Туниса, Сенегала и других бывших французских колоний власти Франции разрешили привозить с собой семьи, в результате чего в страну въехали не только жёны и дети иммигрантов, но и остальные родственники.

В 2010 году число мусульман во Франции выросло до 5 млн. человек. В стране действует несколько исламских организаций, самые крупные — Соборная парижская мечеть, «Центр связей Ислам — Запад», «Федерация исламских организаций Франции» и «Национальная федерация мусульман Франции».

Мусульмане Франции активно влияют на расширение своих прав. В начале 2000-х годов школьницам, исповедующим ислам, разрешили приходить на занятия в хиджабах. В 2003 году мусульмане возмутились требованием властей проповедовать ислам на французском языке в обмен на финансирование строительства мечети в Страсбурге. В то же время взрослые мусульманки потребовали предоставления им отдельных часов для занятий в бассейнах, так как им нельзя показывать своё тело посторонним.

В 2010 году французские власти вновь запретили ношение женщинами хиджабов в общественных местах. Запрет вызвал сильные протесты среди мусульман, а представители «Аль-Кайеды» предложили освободить пятерых французских заложников в обмен на снятие ограничений.

Большое число иммигрантов-мусульман проживает и в других западноевропейских государствах — и далеко не все коренные жители лояльны к распространению ислама в их странах. Например, как писала «Независимая газета» в 2001 году, Бельгия занимала первое место в Европе по уровню ксенофобии: 55% испытывали её в сильной степени и только 19% не испытывали вообще. В Нидерландах последними заметными событиями, связанными с проблемой распространения ислама, стал судебный процесс над лидером антиисламской Партии Свободы Хеертом Вилдерсом, обвиняемым в разжигании межрелигиозной розни, из-за его публичных сравнений Корана и книги Адольфа Гитлера «Майн Кампф» и разработка «скандального» законопроекта о полном запрете ношения женщинами хиджабов и паранджи.

Отношения с мусульманскими общинами в скором времени могут обостриться и в Скандинавии, в частности в Швеции, где осенью 2010 года в парламент прошли радикальные националисты, выступающие за сокращение иммиграции из исламских стран на 90%. Резонансные акции проходят и в Швейцарии. Здесь в ходе всенародного референдума жители страны одобрили запрет на возведение минаретов. Это событие прокомментировал один из авторов кампании против строительства Ульрих Шлюер: «Некоторые лидеры, имамы открыто заявляют, что их цель — ввести шариатский закон в Швейцарии, потому эти символы становятся политически опасными».

В результате распространения ислама в странах Европы и взаимоотношений мусульман с коренным населением континента, среди опасений исламской угрозы у различных политических деятелей можно обозначить следующие моменты, вызывающие особое недовольство европейцев: слабая интеграция исповедующих ислам иммигрантов в европейском обществе, непризнание ими европейских ценностей, отсутствие интереса к культуре и языку страны пребывания, навязывание своих собственных ценностей и норм; сосредоточение иммигрантов в «мусульманских анклавах», превращающих целые кварталы европейских городов в исламские районы со своей культурой и своей спецификой; высокие траты из бюджетов европейских государств не только на меры по интеграции иммигрантов-мусульман, но и на социальные пособия безработных выходцев из африканских и азиатских стран в ущерб социальной поддержке коренного населения: повышенный уровень и рост преступности среди мусульман, опасность организации иммигрантами беспорядков; угроза терроризма.

Газета «Известия» приводит прогноз роста численности мусульман в Европе. Так, по её данным, к 2015 году мусульмане могут составить 15% от всего населения Старого Света, а в крупных городах Франции, Германии и Нидерландов их количество может превысить 30%). Некоторые западные аналитики прогнозируют, что через 50 лет Европа станет главным мировым центром исламской религии благодаря принятию ислама многими европейцами под влиянием процессов миграции, а также большой рождаемостью.



КОММЕНТАРИИ