Пользователи AUTO.TUT.BY Александра Василевич и Александр Босацкий решили проявить гражданскую позицию и спросили у чиновников, почему бы им не пересесть на продукцию отечественного автопрома – автомобили Geely. Результатами переписки с госорганами молодые люди поделились с нашими читателями – правда, они так и не поняли, почему все так упорно открещиваются от “белорусского чуда” и защищают свое право ездить на иномарках.

Александра  направила в Администрацию президента, Совет Республики, Палату представителей и Комитет госконтроля следующее обращение: “Большинство служебных транспортных средств чиновников различного класса Беларуси являются довольно дорогими статусными автомобилями. Об этом свидетельствуют многочисленные тендеры, объявленные на официальных сайтах по государственным закупкам (www.icetrade.by, www.goszakupki.by), а также статьи официальных и независимых СМИ. После указа президента № 119 от 12 марта 2013 года аппетиты представителей власти несколько усмирились, но теперь стали лишь ориентироваться на потолок стоимости в 25 тыс. евро за авто, что в пересчете в доллары составляет более 34 тыс. Думается, что большинство граждан нашей станы согласится, что при нашем бюджете катать чиновников, пусть даже хороших, на таких дорогих иномарках – непозволительная роскошь. Основываясь на изложенных фактах, предлагаю вынести на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь законопроект, обязывающий приобретать в качестве служебных транспортных средств для чиновников Республики Беларусь автомобили исключительно отечественного производства. Кроме того, рассмотреть возможные варианты замены уже имеющегося автопарка иномарок госорганов нашей страны автомобилями белорусских производителей“.
 

Александра ссылается на то, что в стране существует производство Geely, “качество и красоту которых высоко оценил даже сам президент и поручил в устной форме найти возможности реализации авто на внутреннем рынке страны“.
 
Инициативные авторы даже расписали чиновникам экономическую выгоду: в частности, по их мнению, “покупка автомобилей иностранного производства приводит к выводу средств государственного бюджета за границу, тем самым обеспечивая экономику других государств, покупка же автомобилей марки Geely позволяет, пусть частично, но сохранить потраченные денежные суммы внутри нашей страны“. Также молодые люди уверены, что “с учетом высокой стоимости автомобилей, приобретенных госорганизациями до 12.03.2013 года, равно как и после вступления указа в законную силу, даже с учетом того, что они – б/у, не остается никаких сомнений, что замена автопарка госорганов будет рентабельным мероприятием – позволит пополнить казну за счет разницы в цене между продаваемыми б/у иномарками и приобретаемыми новыми Geely.
 
Авторы обращения приводят пример: Гродненский райисполкомом объявил о закупке автомобиля Suzuki Grand Vitara стоимостью 330 млн рублей (около $33 тыс. или €24 тыс.) Это вроде бы укладывается в лимит, установленный указом, “но сумма ведь большая”, тогда как стоимость нового кроссовера Geely Emgrand X7 (самое дорогое авто от “БЕЛДЖИ”) стартует с $19 тыс.
 
Письмо инициативных граждан не потерялось в чиновничьих кабинетах – его начали пересылать по инстанциям: из Администрации президента сообщили, что обращение спущено в аппарат Совмина, в правительстве сказали, что перенаправили бумагу в Минфин.
 
 
Минфин за подписью первого заместителя министра Амарина откликнулся развернуто. Сослался на упомянутый указ президента за номером 119. Александре объяснили, что процедура закупок открытая: “Выбор конкретного автомобиля, исходя из соотношении я “цена-качество” осуществляется в пределах установленного размера”. Что же касается отечественного производства автомобиля марки Geely, то “к настоящему времени произведена закупка этих автомобилей Министерством по налогам и сборами и Министерством торговли для своих территориальных органов (инспекций)”.
 
 
Совет Республики был более конкретен: “На ваше предложение о законодательном закреплении норм, обязывающих “приобретать в качестве служебных транспортных средств автомобили исключительно белорусского производства” сообщаем, что в настоящее время разработка законопроекта по поднимаемому вопросу не планируется”. Из текста следует, что 119-й указ есть, действует и волноваться нет причин.
 
Палата представителей Национального собрания оказалась гораздо более многословной и дала несколько иной ответ.
 
Председатель Постоянной комиссии по экономической политике ссылается уже не на белорусское, а на международное законодательство, в частности, напоминает, что страна является участником Таможенного союза и Единого экономического пространства, и существует соответствующее Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, по которому участники союза-пространства не могут предоставлять особых преференций национальным товарам и поставщикам при осуществлении госзакупок.
 
То есть без корректировки международного законодательства, по мнению депутатов, ограничить госзакупки белорусским Geely не получится. При этом, напомним, чуть более месяца назад премьер-министр РФ Дмитрий Медведев своим постановлением запретил российским чиновникам покупать автомобили иностранного производства.
 
– Во всех ответах не было ответа, – констатирует Александр Босацкий. – Мы предлагали придумать, как все-таки изменить законодательство и покупать Geely, а они отвечали, что законодательство не позволяет. Однако же как-то они [чиновники]купили Geely для налоговой – вряд ли в нарушение законодательства? Что мешает пересадить на эти машины всех? 



КОММЕНТАРИИ