Министерство связи и информатизации последним постановлением обязало всех белорусских интернет-провайдеров хранить историю посещений сайтов пользователями. Данные должны храниться в течение года с момента оказания услуги. В силу документ вступает с 1 января 2016 года. Мы решили узнать, есть ли подобный опыт в других странах.

Россия

Еще прошлым летом российские власти подготовили ряд законов, которые регулируют хранение и предоставление данных интернет-компаниями.

С 1 августа 2014 года российские интернет-компании обязаны в течение полугода хранить данные о своих пользователях и по первому требованию передавать их органам, ведущим оперативно-разыскную деятельность. Под новые нормы не подпадают образовательные, научные ресурсы, сайты о культуре и т.п.

Согласно документу, правоохранительные органы могут получитьпрактически всю информацию о действиях пользователя в Сети: идентификатор пользователя (логин), все адреса электронной почты, список всех его контактов, категории контактов (друзья, подписчики), количество и объем полученных и переданных пользователем сообщений, все изменения в аккаунте и попытки его удаления. ФСБ может запросить информацию о том, когда и какие именно страницы соцсетей, интернет-форумов, блогов посещал тот или иной пользователь.

Интересно, что интернет-компания может избежать необходимости хранить данные, но в этом случае она будет обязана предоставить спецслужбам полный доступ к своему сервису на постоянной основе.

Евросоюз

В марте 2006 года ЕС принял директиву 2006/24/EC, согласно которой телекоммуникационные провайдеры (в том числе и интернет-провайдеры) обязаны хранить данные о звонках\интернет-соединениях\переписке от шести до 24 месяцев. В апреле 2009 года вступил в силу документ “Data Retention (EC Directive) Regulations 2009”, фактически обязывающий страны Евросоюза выполнять директиву 2006 года.

Провайдеры должны были фиксировать, “с кем осуществлялась коммуникация, длительность сеанса, дату и время соединения, местонахождение абонентов, а также тип устройства связи. Должна была храниться история посещений и время посещений тех или иных ресурсов, адресаты электронных писем, IP-адреса и т.д., однако разговор и содержание писем храниться не должны, дабы не нарушать приватность переписки.

Тем не менее в апреле 2014 года эта директива была отменена Европейским судом как нарушающая права человека. Забавно, что совсем недавно суд Гааги (Нидерланды) повторно отменил общеевропейское постановление, также признав его нарушающим право на частную жизнь. И теперь голландские провайдеры не обязаны хранить историю звонков и активности в интернете своих пользователей. При этом Министерство безопасности и юстиции Нидерландов объявило, что будет подавать апелляцию. Кроме того, законодательство о сборе персональных данных было отвергнуто и в Германии.

Тем не менее сторонники сбора данных, с другой стороны, настаивают, что это необходимая мера, особенно на фоне терактов в Париже и Копенгагене.

К примеру, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон обещал, что в случае победы на всеобщих выборах в мае 2015 года он будет работать над тем, чтобы законопроект о коммуникационных данных, который прозвали “Хартией слежки”, снова внесли на рассмотрение в парламент. Ранее этот законопроект уже был заблокирован британской либерально-демократической партией. В частности, Кэмерон предлагал запретить мессенджеры, которые шифруют свой трафик и не имеют “черных ходов” для спецслужб.

США

Агентство национальной безопасности (АНБ) может отслеживать до 75 процентов всего интернет-трафика в США. У американских спецслужб есть доступ ко всей переписке американских граждан, а также возможность прослушивать звонки, совершаемые через интернет.

Возможность осуществлять такую масштабную слежку за интернет-активностью собственных граждан АНБ дает тесное сотрудничество с крупнейшими интернет-провайдерами и операторами. Все контролирующие функции осуществляются АНБ совершенно легально на основании законодательных актов и распоряжений, принятых после терактов 11 сентября 2001 года.

При этом в США никто не обязывает провайдеров хранить информацию о своих клиентах какой-то конкретный срок. Для получения данных о пользователе ФБР и другие ведомства используют National Security Letter (NSL) – повестку, которая предписывает провайдерам сообщить информацию о пользователе и его действиях. Но даже и без NSL, как рассказал еще в 2013 году Сноуден, у АНБ есть практически неограниченный доступ к серверам крупнейших мировых интернет-компаний.

Китай

В Китае речь идет не просто о возможности спецслужб воспользоваться логами провайдеров, а о постоянном тотальном контроле и жесткой цензуре.

Как сообщается в исследовании, опубликованном ПИР-Центром, в Китае успешно реализуется проект “Золотой щит” (неофициальное название – Великий китайский файрвол), в рамках которого создана сложная система фильтрации содержимого интернета.

Пересылка секретных или же реакционных материалов по IP-сетям считается государственным преступлением. Наказания для тех, кто нарушает правила пользования интернетом, варьируются от денежных штрафов до лишения права пользования интернетом.

В 2005 году в Китае было запрещено анонимное общение, введена обязательная регистрация сайтов, проведена серия облав на владельцев нелегальных интернет-кафе. С 2006 года в Китае начало свою работу специальное полицейское ведомство для контроля за интернетом. Интернет-полицейские призваны следить за содержанием сайтов, онлайн-форумов и социальных сетей.

На многих, прежде всего крупных китайских сайтах, чтобы завести свой блог или оставить сообщение на форуме, нужно пройти обязательную регистрацию, при которой необходимо указать свои настоящие личные данные, включая имя, адрес и идентификационный номер. Все эти данные через компьютерный банк данных проверяют на подлинность, и только после этого регистрация считается пройденной. Такая же политика здесь и в отношении соцсетей.

Любая компания, желающая подключится к интернету, в течение нескольких месяцев проходит тщательную проверку. Определенные послабления со стороны цензоров имеют лишь крупные компании, которым в силу их коммерческой деятельности необходим доступ к более широкому контенту. Действия всех корпоративных клиентов фиксируются, нарушители наказываются.

На предприятиях ведется журнал, где аргументируется посещение каждого сомнительного сайта. Распространена практика использования публичной электронной почты, когда группе сотрудников компании присваивается один и тот же адрес, а переадресация корреспонденции производится через системного оператора или дежурного администратора локальной сети.



КОММЕНТАРИИ