Покупатели уже заметили странное явление: на рынках города сталотруднее ориентироваться. Предприниматели почему­то снимаютвывески, и теперь чтобы найтинужный товар, приходится заходитьв павильоны и магазины.

 

Случилось это после того, как представители Борисовского райисполкома начали требовать от предпринимателей снять вывески, потому что это не вывески, оказывается, а рекламные щиты.
«Мне сказали, чтобы я сняла вывеску «Книги» и вывеску с названием моего магазина, которое указано во всех документах, – рассказывает владелица павильона по продаже книг. – Сказали, что это рекламные щиты, а разрешается только вывеска, на которой только указывается номер павильона и время его работы. Теперь постоянные покупатели спрашивают, продолжаю ли я торговать книгами».

 

Выяснить у представителя райисполкома, по каким критериям определяется, что является вывеской, а что – рекламным щитом, предпринимателям так и не удалось. Один предприниматель даже попробовал опротестовать выписанный штраф в два миллиона рублей через суд. Суд был ИП проигран. И после этого осталось невыясненным, что именно теперь надо снимать: вывеску с названием магазина, вывеску, на которой указан вид товара или вообще обе.

 

«Мы проконсультировались у юриста, – рассказывает председатель Совета предпринимателей рынка «Стадион» Владимир Ситников. – Пришли к выводу, что вывеска с названием товара – не реклама, а название фирм­изготовителей на вывеске уже можно приравнять к рекламе. Вот теперь предприниматели и завешивают все надписи, которые при желании можно трактовать как рекламные».

 

Так или иначе, теперь покупателям на рынке сложнее найти торговую точку с нужным товаром.

Мария ШОЛОМИЦКАЯ,
ex-Press.by

Комментарий

Как следует из материала, «беспокойство» представителей Борисовского райисполкома, требующих демонтажа вывесок, вызвано тем, что это вовсе и не вывески, а рекламные щиты.

Давайте разберемся

Законом Республики Беларусь № 225­З от 10 мая 2007 г. «О рекламе» (далее – Закон № 225­З) установлено, что наружная реклама – реклама, размещаемая (распространяемая) на внешних сторонах зданий (сооружений) или вне их с использованием технических средств, специально предназначенных и (или) используемых для размещения (распространения) рекламы, за исключением транспортных средств; а средство наружной рекламы – техническое средство, специально предназначенное и (или) используемое для размещения (распространения) наружной рекламы, за исключением транспортного средства (ст. 2).

Местные исполнительные и распорядительные органы в области рекламы наделены полномочиями прекращать размещение (распространение) ненадлежащей рекламы в установленных Законом № 225­З случаях посредством демонтажа средств наружной рекламы, вынесения рекламораспространителям предписаний о прекращении размещения (распространения) ненадлежащей рекламы или иными способами (ст. 9). Кроме того, само размещение средства наружной рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа (п. 2 ст. 13 Закона № 225­З).

Значит, все по Закону?

Не совсем. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1497 от 12 ноября 2007 г. «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» (в соответстви и с предоставленными Законом №225­З полномочиями) разработано Положение о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь наружной рекламы и ее средств, рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах (далее – Положение).

Частью 2 п. 1 Положения установлено, что оно не регулирует отношения, возникающие в процессе размещения (распространения):

– вывесок (за исключением вывесок рекламного характера), информационных табличек, учрежденческих досок;

– иных технических средств на внешних сторонах зданий (сооружений) или вне их, содержащих афиши или информацию, обязанность по размещению (распространению) которой на таких технических средствах возложена на организации или граждан в соответствии с законодательством;

– образцов товаров, результатов работ, услуг в натуральном виде, сфотографированных или нарисованных, информации о группе товаров («продукты», «напитки», «овощи» и т.д.) или видах работ, услуг («пошив одежды», «ремонт обуви» и т.д.), меню торгового объекта общественного питания, размещенных (распространенных) в витрине торгового объекта, аптеки или объекта обслуживания, если эти образцы, результаты, информация, меню не совмещены с иной информацией и в данном торговом объекте, аптеке или объекте обслуживания реализуются такие товары, работы, услуги.

Как видим, приведенный перечень исключений из отношений, возникающих в процессе размещения рекламы, содержит различную информацию. В частности, порядок размещения наружной рекламы, прописанный в Положении, не касается вывесок, а также информации, обязанность по размещению которой возложена на организации или граждан в соответствии с законодательством, как и информации о группе товаров (пример последней – павильон «Книги»).

Стоит заметить, что информация, обязанность по размещению которой возложена на организации или граждан в соответствии с законодательством, это не что иное, как информация об изготовителях (исполнителях, продавцах), требование к чему содержит ст. 8 Закона № 90­З от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 90­З).

Полагаю, что в свете защиты прав потребителей акцент в статье необходимо сделать именно на первых словах статьи: «Покупатели уже заметили странное явление: на рынках города стало труднее ориентироваться».

Права потребителей должны быть защищены

Согласно ст. 8 Закона № 90­З, изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о своих – фамилии, собственном имени, отчестве, месте жительства, режиме работы, наименовании торгового объекта или объекта обслуживания, в которых осуществляется реализация потребителю товаров (выполнение работ, оказание услуг) (при наличии такого наименования), а также о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, и иные необходимые сведения в соответствии с законодательством.

Кроме того, если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере специального разрешения (лицензии), сроке его действия, государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение.

Изготовитель (исполнитель, продавец) размещает эту информацию на вывеске или другим доступным способом, принятым в торговом, бытовом и иных видах обслуживания потребителей, а сведения о лицензии – доступным способом в месте нахождения или месте жительства изготовителя (исполнителя, продавца).

Итак, для удобства потребителей информация должна быть – на вывеске. А что такое вывеска и чем она отличается от так называемого «рекламного щита»?

Ответ находим в п. 2 Положения. Вывеска – техническое средство, имеющее площадь информационного поля не более 5,5 квадратного метра, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) информации о наименовании (фирменном наименовании) организации, ее обособленного подразделения, фамилии, имени, отчестве гражданина, реализующих населению товары, виде и (или) названии принадлежащего им торгового объекта, аптеки или объекта обслуживания, режиме их работы и иной информации, обязанность по размещению (распространению) которой на таком техническом средстве возложена на организации или граждан законодательством, закрепляемое на здании (сооружении), в котором осуществляет деятельность соответствующая организация, ее обособленное подразделение или гражданин, вдоль его поверхности, размещаемое в порядке, определяемом соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

С другой стороны, вывеска рекламного характера, то есть то, что подпадает под урегулирование Положением как средство наружной рекламы, – это техническое средство, имеющее площадь рекламного поля более 5,5 квадратного метра, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) той же информации, которая указывается на простой вывеске, а также техническое средство, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) иной информации об организации, ее обособленном подразделении или гражданине, закрепляемое на здании (сооружении), в котором осуществляет деятельность соответствующая организация, ее обособленное подразделение или гр ажданин, вдоль его поверхности. (К примеру, информация о фирмах­изготовителях продукции – это иная информация, размещение которой на вывеске любых, даже маленьких, размеров превращает последнюю в наружную рекламу).

Есть определение и информационной таблички – это техническое средство, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) информации о наименовании (фирменном наименовании) организации, ее обособленного подразделения, фамилии, имени, отчестве гражданина, режиме их работы, имеющее площадь информационного поля не более одного квадратного метра и закрепляемое на здании (сооружении) рядом с входом или на двери входа в здание (сооружение), в котором осуществляет деятельность соответствующая организация, ее обособленное подразделение или гражданин.

 

Вывод: если предприниматель разместил информацию, которую обязан предоставить потребителю, на вывеске, либо информировал о себе посредством информационной таблички, – это законно и не является наружной рекламой.



КОММЕНТАРИИ