Водитель годами расплачивается за совершенное в Борисовском районе ДТП, в котором не установлено его вины

Авария произошла 21 июля 2007 года на 20-м километре автодороги Борисов — Черневка. Иван Иванович (имя изменено) ехал за рулем Audi 100. Во встречном направлении двигался велосипедист.

— Представьте себе картину: я только проехал деревню, там дорога чуть в гору идет, стал набирать обороты. Вокруг меня — ни одной машины, ни спереди, ни сзади. Велосипедист ехал навстречу, по левой обочине. Как только я подъехал, он вырулил мне под колесо. Я по тормозам и в сторону. Но он меня все-таки достал — на таком расстоянии не было возможности остановиться. Машина его фактически толкнула. Это же был суицид, иначе и не назовешь, — считает водитель.

По полученной информации, велосипедист находился за 40 метров до движущегося автомобиля, когда стал выполнять разворот и оказался на встречной полосе. Иван Иванович настаивает на том, что не имел возможности избежать столкновения.

Состава преступления в действиях водителя установлено не было — соответственно, в возбуждении уголовного дела было отказано. Однако мужчина в момент ДТП управлял автомобилем, на который не была оформлена страховка — обыкновенная «автогражданка», обязательный в Беларуси документ для владельцев транспортных средств.

«Автогражданкой» страхуется гражданская ответственность водителя перед третьими лицами на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу в результате аварии.

Из материалов, озвученных на суде, известно, что потерпевший (велосипедист) в связи с полученными тяжкими травмами частично утратил трудоспособность. По результатам освидетельствования специализированной ортопедо-травматологической медико-реабилитационной экспертной комиссией (МРЭК) Минской области степень утраты его трудоспособности составила 20%. С 31 января 2013 года указанный процент утраты трудоспособности установлен пострадавшему бессрочно.

Так как гражданская ответственность Ивана Ивановича не была застрахована, 4 декабря 2007 года потерпевший обратился в Белорусское бюро по транспортному страхованию с заявлением о возмещении вреда, причиненного его здоровью в результате ДТП, а также утраченного заработка в связи с частичной утратой трудоспособности. С тех пор на основании положения о страховой деятельности, утвержденного указом президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №530, и правил определения размера вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, пострадавшему стали возмещать ущерб путем осуществления ежемесячных выплат.

Лимит ответственности за вред, причиненный в результате ДТП жизни или здоровью потерпевшего, составляет 10 тыс. евро. Такая же сумма предусмотрена за вред, причиненный имуществу потерпевших.

В этом году общая сумма, выплаченная в счет возмещения вреда, достигла установленного по «автогражданке» лимита ответственности. Таким образом, выплаты по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств прекращены.

При этом Белорусское бюро по транспортному страхованию вправе взыскать выплаченную сумму с водителя, поскольку, в соответствии со ст. 948 Гражданского кодекса, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не будет доказано, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Иван Иванович с таким положением вещей не согласен.

— ДТП произошло не по моей вине, что подтверждается постановлением отдела ГАИ Борисовского РУВД Минской области об отказе в возбуждении уголовного дела. Почему это не учитывается? Велосипедисту его действия засчитываются как ошибка, а мне теперь расплачиваться с ним до конца жизни? Хорошую пенсию для себя нашел потерпевший! — заявляет водитель.

Он оказался в такой ситуации только лишь из-за не оформленной вовремя страховки. Иначе говоря, если бы Иван Иванович заключил договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, то сумму страхового возмещения потерпевшему выплатил бы страховщик в пределах лимита ответственности.

— Да, я виноват. Моя вина заключается в том, что, хоть я и имею в пользовании автомобили с 1981 года, именно в момент ДТП у меня не была оформлена страховка. Это действительно серьезно, я согласен. Но за эти долгие годы мной были уплачены немалые страховые суммы. Это же нужно учитывать, — оправдывается мужчина.

Стоимость страхового полиса зависит от типа транспортного средства, объема двигателя, стажа водителя, совершенных ранее ДТП, места регистрации и т. д.

С Иваном Ивановичем на судебные процессы ходит супруга. Она лишь разводит руками: забыли про страховку. И деньги вроде бы уже отложили, да вот только не оформили вовремя. А потом было поздно.

— Я понимаю, что здесь и пенять не на кого. Что суд, что страховщики — все стороны незаинтересованные, — вздыхает женщина.

У Ивана Ивановича это первое серьезное ДТП за столько лет. Как выплачивать деньги, семья не знает. Говорят, единственный источник дохода — пенсия.

— На тот момент, когда все только произошло, когда я видел эти травмы, я подумал — заплатим. Но когда начинается такая «тянучка» — извините, подвиньтесь. Где я возьму такие деньги? Пенсия сами знаете какая сейчас. Высчитывайте, — говорит мужчина.

По закону владелец источника повышенной опасности несет гражданскую ответственность за вред, причиненный имуществу, жизни или здоровью потерпевшего. Речь не идет о совершении преступления. Вопрос в гражданской ответственности, которая в данном случае не была застрахована.

Управление транспортным средством без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности влечет наложение штрафа в размере 5 базовых величин (ст. 18.20 КоАП).

По этой причине суд выносит решение: взыскать с ответчика сумму, выплаченную за него Белорусским бюро по транспортному страхованию потерпевшему.

Последние новости в Борисове