Ни в ноябре, ни в декабре Беларусь не получила, как ожидала, 300 млн долларов третьего транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития. Декабрьский совет Фонда белорусский вопрос не рассматривал. TUT.BY выяснял, с чем связана задержка в получении средств.

Справка. Евразийский банк развития (ЕАБР) (англ. Eurasian Development Bank, EDB) — региональный банк развития, учрежденный Российской Федерацией и Республикой Казахстан в 2006 году. В настоящее время участниками Банка являются шесть государств, в том числе Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан.

«Программа (с ЕФСР. — Ред.) реализуется успешно. И есть все предпосылки к тому, что мы можем по результатам работы на 1 сентября претендовать и на третий транш. Ситуация на валютном рынке достаточно стабильная. Существует профицит предложения валюты на рынке. Национальный банк осуществляет покупку и пополнение ЗВР за счет этого профицита», — заявлял премьер-министр Беларуси в августе.

Уже в сентябре, после контрольной даты, первый замглавы Нацбанка Тарас Надольный также подтверждал, что Беларусь «выполнила все необходимые индикаторы» и ожидает поступления транша. Не сомневались в получении средств и в Минфине, первый замминистра Максим Ермолович в ноябре сообщал, что белорусский вопрос совет Фонда рассмотрит в конце ноября — начале декабря. Но по итогам заседания совета 6 декабря стало известно только о выделении очередного транша Армении.

В пресс-службе Минфина Беларуси TUT.BY сообщили, что эксперты министерства и Евразийского банка развития как управляющего средствами Фонда обсуждают белорусскую заявку.

«На повестке прошедшего Совета ЕФСР вопрос по финансовому кредиту Беларуси не стоял. В настоящее время идут консультации по выполнению условий предоставления очередного транша», — прокомментировали в пресс-службе ЕАБР.

По информации источника, близкого к Фонду, речь идет о том, что Беларусь не выполнила три из 22 показателей (часть из них — контрольная, часть — индикативная) матрицы мер экономической политики и структурных преобразований.

При этом собеседники подтверждают, что ключевые показатели Минск действительно выполнил, но в документе есть лазейки, не позволяющие автоматически рассчитывать на получение средств. К примеру, по части показателей есть оговорка, что они могут подлежать корректировке в сторону ужесточения «в случае возникновения рисков недостижения целей программы». Конкретные меры и обновленные пороговые показатели оговариваются в дополнениях к Письму о намерениях для соответствующего транша. Белорусские эксперты отмечают, что невыполнение единичных показателей случается часто, и практически никогда это не препятствовало получению очередного транша.

Собеседники полагают, что принципиальность и строгость с Минском в нынешний раз — вопрос, лежащий не в экономической, а в политической плоскости. Речь о накопившихся и пока так и не решенных проблемах во взаимоотношениях с Россией, в том числе в самой болезненной для Беларуси сфере поставки энергоносителей. Надежды на ноябрьскую встречу глав двух государств не оправдались. Вопросы поставок нефти и газа не были решены, Минск подвергся идеологической атаке российских СМИ, а неполучение средств от Фонда, где ключевую роль играет Россия, — еще один симптом.

До конца года Минск очередной транш не получит, уверены источники.

Последние новости в Борисове