ОАО «140 ремонтный завод», расположенный в Борисове, завершил опытно-конструкторскую работу по модернизации бронетранспортера БТР-70 до уровня БТР-70МБ1 (на фото).

Работа проведена согласно заказу Министерства обороны за счет собственных средств предприятия. При реализации тактико-технических требований заказчика были существенно повышены ходовые и защитные характеристики машины, значительно улучшена эргономика бронетранспортера, принятого на вооружение еще в 1972 году и запущенного в серию в 1976 году.

Для более комфортного размещения военнослужащих высота десантного отделения увеличена на 14 см. Для удобства высадки десанта расширены проемы боковых люков, в них установлены двустворчатые двери. С целью повышения устойчивости и надежности связи БТР-70МБ1 оборудован отечественной цифровой радиостанцией Р-181-50ТУ «Дрофа». Она обеспечивает передачу речевой и цифровой информации по помехозащищенному каналу связи.

Установка водометного движителя от БТР-80 и более мощного силового агрегата — восьмицилиндрового дизельного двигателя КамАЗ-7403.10 с турбонаддувом мощностью 260 л.с. потребовала изменений в конструкции агрегатов трансмиссии, в том числе использования новой раздаточной коробки и приводов управления, а также доработки корпуса машины.

В целях маскировки и прикрытия от огня противотанковых средств модернизированный БТР оборудован шестью установками для пуска дымовых гранат калибра 81 мм, входящими в состав универсальной системы 902В «Туча-2». Заряды, которые отстреливаются на 200-300 м, образуют сплошную дымовую завесу размером 50х28 м.

Изменения не коснулись башенного пулеметного вооружения (14,5-миллиметровый пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-миллиметровый ПКТ с боекомплектом, соответственно, 500 и 2000 патронов, размещенные во вращающейся башне с прицелом ПП-61А или ПП-61АМ).

В результате доработок масса бронетранспортера увеличилась на полторы тонны и составила около 13 т. Что, впрочем, не повлияло на ходовые качества БТР-70МБ1, который в ходе испытаний смог на шоссе развить скорость 92 км/ч.

Надо сказать, что модернизация легких колесных бронированных машин (ЛКБМ), к которым относятся и белорусские бронетранспортеры БТР-70 советского производства, соответствует сегодняшним мировым тенденциям. ЛКБМ ныне преобладают в парках боевых бронированных машин многих армий, их полная замена была бы весьма затратной.

Поэтому ЛКБМ, поступившие на вооружение в последние десятилетия прошлого века, не списываются, а проходят глубокую модернизацию. Более того, ведущими производителями этой техники реализуется ряд программ, значительно продлевающих срок ее службы и улучшающих тактико-технические характеристики.

В процессе модернизации морально устаревшие и/или изношенные компоненты машин заменяются новыми, более надежными и современными. Прежде всего это касается броневой защиты и вооружения (хотя в ряде случаев наращивание огневой мощи является приоритетной задачей). В свою очередь, увеличение общей массы ЛКБМ порождает потребность в совершенствовании подвески и силовой установки.

В наиболее продвинутых программах реновации ЛКБМ одним из основных направлений также является совершенствование комплекса бортовой электронной аппаратуры на базе цифровой техники и создание автоматизированной системы управления боевой машины.

В качестве примера следует привести модернизацию части парка легких колесных бронированных машин M1126 Stryker 8х8 (один из вариантов боевой машины Piranha компании General Dynamics Land Systems — GDLS), находящихся на вооружении американской армии с 2002 года. К слову, такие ЛКБМ в составе передовых подразделений вооруженных сил США уже завтра могут оказаться у границ Беларуси.

В марте 2015 года был запущен проект увеличения ударной мощи боевой машины пехоты (БМП) Stryker. В декабре того же года GDLS выбрала для модернизации этой машины башню Protector Medium Caliber Turret (MCT-30) концерна «Конгсберг» c 30-миллиметровой автоматической пушкой.

Установленная в башне пушка XM813 является дальнейшим развитием пушки Bushmaster II. Она не предназначена для борьбы с тяжелыми бронированными машинами, но вполне успешно может использоваться против целей, имеющих броневую защиту, способную выдержать попадание пули калибром не свыше 12,7 мм. То есть, прежде всего, против других легких бронированных машин.

Эксперты отмечают, что американские сухопутные войска фактически в первый раз в своей истории берут на вооружение пушку калибра 30 мм. С новой пушкой БМП Stryker будут в состоянии оказывать поддержку огнем своим пехотинцам на вдвое большем расстоянии, чем сегодня.

Отметим, что на предыдущем этапе модернизации было проведено усиление защиты машины. В частности, смонтировано двойное V-образное днище DVH (Double Vee Hull), разработанное компанией GDLS. Дополнительное бронирование потребовало усиления подвески и установки нового 350-сильного двигателя Caterpillar C9.

Доработанная еще раз за счет установки 30-миллиметровой пушки машина получила название XM1296 Infantry Carrier Vehicle — Dragoon. Серийные поставки, согласно плану, должны начаться в мае 2017 года.

А уже через год первые доработанные таким образом боевые машины будут доставлены в Европу и размещены во втором мотопехотном полку (2nd Cavalry Regiment). Что, как считает заместитель начальника штаба американских сухопутных войск генерал Даниел Эллин, будет иметь большое значение для солдат, защищающих восточный фланг НАТО.

Исходя из публикаций зарубежных СМИ, можно сделать вывод, что главной задачей модернизированных M1126 будет противостояние новым образцам российской легкой бронетехники. И в том числе БТР-82А, которые являются глубокой модернизацией широко известных БТР-80 (а те, в свою очередь, имеют в качестве «предков» БТР-70 и БТР-60ПБ).

БТР-82А отличается повышенной защищенностью, увеличенной на 20% живучестью и огневой мощью. Вместо башни на нем установлен дистанционно управляемый боевой модуль с электроприводами и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения: 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72 и спаренным с ней пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм. Проведен и ряд других усовершенствований.

На фоне ЛКБМ с пушками белорусская версия БТР-70, даже оснащенная надежным КПВТ калибром 14,5 мм, выглядит скромно. Strуker Dragoon бронебойными снарядами 30-миллиметровой автоматической пушки в случае чего сделает из этого старого доброго (пусть и подмоложенного) БТРа решето.

Правда, БТР-82А российского производства с прошлого года появились и на вооружении белорусской армии. В сентябре 2015 года на выставке Russia Arms Expo-2015 в Нижнем Тагиле было подписано соглашение о поставке вооруженным силам нашей страны 32 таких бронетранспортеров, они были поставлены в оговоренные сроки.

Но на закупки сколь-нибудь значительного количества БТР-82А нашим военным рассчитывать не приходится. Как заявил в свое время министр обороны Беларуси Андрей Равков, стоимость каждого из них — 900 тысяч долларов. Для сравнения: капитальная модернизация каждого из стоящих на вооружении белорусской армии бронетранспортеров будет стоить около 300 тысяч долларов.

С учетом скудного военного бюджета страны легко предположить, какой вариант переоснащения войск легкой бронетехникой будет избран.

Но возникает вопрос: для противостояния какому противнику модернизируются бронетранспортеры БТР-70 наших вооруженных сил? Против современной техники регулярных армий соседних стран НАТО у белорусских БТРов шансов практически нет. С такой огневой мощью и защищенностью им по зубам только нерегулярные формирования полупартизанского типа и/или диверсионно-разведывательные группы в ходе гибридных военных действий.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Сейчас читают

Будь с нами! Будь в Борисове!