В Борисове создается единая диспетчерская служба заказчика. Сначала по короткому номеру смогут дозвониться лишь горожане. Со временем действие номера распространится на район, а потом на область.

Служба заказчика создана пока только в Минске. Остальные регионы к ней примеряются. Но все же потихоньку внедряют новинки. В Витебске, например, заработала единая диспетчерская служба. Первыми модернизацию системы опробуют на себе в Минской области. Здесь нет единого центра, с которого можно было бы все начать. Зато есть 22 района и город Жодино, которые сложно вовлечь в мероприятия единовременно. Тем не менее, в регионе настроены решительно: совершенствованию системы ЖКХ Минской области — быть.

И начнется оно, вероятнее всего, с одного райцентра. По-другому не позволяет специфика предприятий ЖКХ. Так объясняет генеральный директор ГО «Жилищно-коммунальное хозяйство Минской области» Василий Шашок. И тут же уточняет: все предприятия — комплексные. В большинстве районов нет специализированных предприятий по обслуживанию улично-дорожной сети, зеленого хозяйства, наружного освещения, не определены в отдельные структуры хозяйства по тепло-, водо- и газоснабжению. То есть все совсем не так, как это сделано в Минске. В райцентрах все — «в одном флаконе». Поэтому скопировать минский сценарий сходу вряд ли получится.

Не получится это еще и потому, что регион — без областного центра. Вернее он есть, но юридически Минск в первую очередь все-таки столица, а не крупный административный узел областного значения. Отсутствие единого штаба, куда могла бы стекаться информация и где могли бы рождаться идеи, собственно говоря, заметно усложняет совершенствование системы.

— Планируется, что через такой контакт-центр будут решаться не только коммунальные проблемы, — расставляет точки над «i» Василий Шашок. — Поэтому будем думать, какие службы к этому проекту подключить. Предварительно рассчитаем, во сколько бюджету области обойдется создание такого центра.

Есть свое видение и по созданию службы заказчика. В Минске такие давно уже существуют в каждом районе города.

— Мы хотим шагнуть дальше и создать Единую областную службу заказчика, возглавлять которую будет один руководитель, — делится планами Василий Шашок. — Службу наполним работниками, которые будут отвечать за техническую работу на местах. Тем самым уменьшим управленческие расходы.

Хорошо. А как насчет частника на рынке ЖКУ? Готовы ли к его приходу?

Готовы, не скрывает гендиректор ГО «Жилищно-коммунальное хозяйство Минской области» и тут же добавляет: они будут рады создавшейся конкурентной среде. Правда, будет ли она — еще вопрос. Потому что частник, бывает, порой такую сумму в счете выставит за обслуживание жилфонда, особенно индивидуального дома, что жильцы за голову хватаются. Василий Васильевич не исключает, что предприятия ЖКХ со сформированной стоимостью своей услуги пойдут и на обслуживание частного жилфонда, заключая договоры с частными лицами. Это дополнительный доход. В итоге — предприятия должны будут укрупниться, окрепнуть и набрать более плотные портфели заказов.

— Многие сомневались в том, что мероприятия дадут экономический эффект, — рассуждает Василий Васильевич. — Мол, как вообще можно что-то сэкономить? А я всегда привожу пример с введением обязательных торгов при выборе подрядчика в строительстве. При обсуждении этого вопроса тоже находилось немало скептиков. Но это привело к тому, что в строительном комплексе произошло планомерное снижение стоимости строительных услуг. В системе ЖКХ будет так же. Просто нужно понимать, что для этого нужно время.

Минской области работа по совершенствованию коммунальных служб началась в этом году. Если все пойдет по плану, то первые итоги эксперимента в регионе можно будет подводить уже в первой половине следующего.

Геннадий ТРУБИЛО, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства:

— Работа по совершенствованию системы ЖКХ началась относительно недавно. И мы уже можем говорить о первых итогах, правда, пока на примере Минска. Мы увидели иные формы оказания услуг, связанных с содержанием общего имущества совместного домовладения и теми видами работ, которые люди не могут сами контролировать. Минский опыт по совершенствованию системы ЖКХ оказался успешным. Никаких препятствий для его распространения в регионы мы не видим. Правда, там немного иные подходы и возможности. В райцентре, например, будет сложнее внедрить службу единого заказчика. Хотя и сегодня каждый облисполком имеет право и возможности ее создать.

Чем этот эксперимент хорош? Потребитель, а он главный субъект в этом процессе, увидел «прозрачную» квитанцию об оплате ЖКУ. Еще одно преимущество для потребителя — у него появился защитник. Его интересы представляет служба заказчика. Человек должен знать, что заказчик — это их полномочный представитель, который выполняет функции организации оказания жилищно-коммунальных услуг и контроля за их качеством.

Плюсы для службы заказчика — контроль за денежными средствами как исполнителя, так и населения, прозрачный учет затрат, контроль качества, соблюдение периодичности выполняемых работ.

Если мы говорим о совершенствовании системы ЖКХ, то, создав службу заказчика, мы создали конкурентную среду и, если будет угодно, исключили конфликт интересов. Это, несомненно, скажется на качестве оказываемых ЖКУ. Это раньше организация оказывала услугу и сама же у себя ее принимала. Сейчас по-другому — услуга не оказана или она некачественная, значит, подрядчик денег не получит. А следующий раз подумает, где допустил брак или недосмотрел. И это, опять же, плюс для потребителя.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ