Казалось бы, уже больше десяти лет БАТЭ делает все для того, чтобы Борисов стал самым футбольным городом Беларуси. Клуб много побеждает, год от года собирает трофеи на внутренней арене, играет в еврокубках, в том числе осенью. «Борисов-Арена» – еще один сильный аргумент. У нас любят говорить о том, что на футбол белорусы не ходят, потому что инфраструктуры нет. Если по-простому – стадионы совсем уж допотопные, болельщикам там неуютно. Ну вот и ладушки: для борисовчан построили лучший прямо сейчас стадион в стране. На нем играет лучшая – тоже прямо сейчас – белорусская команда. И что мы видим?

Ладно, нет аншлагов, их не так просто собрать в городе со 150 тысячами населения и 13-тысячной вместимостью площадки. Но смущает то, что посещаемость в принципе застыла на не самом высоком уровне, а порой и вовсе стремится к регрессу. Такая ситуация вроде как удручает Анатолия Капского.

Если верить офсайту БАТЭ, посещаемость домашних матчей чемпиона начала падать сразу после первого сезона на новом стадионе. Если в 2014-м средний показатель составил 5931 зритель на условной игре, то через два года он упал до 4797 человек. Да, в прошлом году зафиксирован средний рост в 150 человек, но в клубе признают, что это не то, к чему там стремятся. Пару лет назад менеджеры Капского грезили о восьмитысячной планке, но сейчас об этом почти не вспоминают. БАТЭ был близок к таким сборам только первые пару месяцев после открытия стадиона, когда еще манил эффект новизны, а сейчас… Сейчас БАТЭ даже не самый посещаемый клуб в чемпионате.

За один сезон интенсивной работы в лидеры по зрительскому интересу вырвался Брест. Тамошнее «Динамо» в среднем собирает на домашнем матче 5289 зрителей. И есть еще кое-что, что нельзя измерить цифрами. Есть ощущение, что в брестском клубе очень хотят, чтобы на стадион ходило больше зрителей. Это желание выражается в определенных действиях. Когда смотришь на работу БАТЭ (возможно, мы не все видим), ничего такого не чувствуешь при всей условности сравнения областного центра с районным. Шесть лет назад на стареньком «Городском» у чемпиона было в среднем 4600 болельщиков на матче. С тех пор показатели почти не изменились, хотя они и много лучше, чем у большинства клубов по стране.

И кто там говорил про инфраструктуру? Или в Бресте незаметно построили стадион поновее?

Еще при возведении «Борисов-Арены» в БАТЭ генерировали мечты, какой будет жизнь в новом доме. Карточки для бесконтактной оплаты в точках общепита, разнос еды по трибунам, фан-зона, большие экраны рядом со стадионом, чтобы смотреть выездные матчи. Из этого в жизнь воплотился лишь пищевой разнос, да и тот не прижился. Экранов нет, карточек тоже, концентрированная фан-зона как таковая отсутствует. Это не к тому, что вот почему посещаемость не растет. Это к разговору о том, как планы воплощаются в жизнь. Хотя, не исключено, их заменили чем-то более интересным – десантом бонстиков, например. А ведь еще в клубе собирались организовывать концерты, проводить моторшоу и книжные ярмарки…

Давно интересно, почему у лидера белорусского футбола вне поля все не очень здорово. Наиболее подходящим собеседником на эту тему виделась начальница департамента развития клуба Наталья Марченко, которая отвечает в БАТЭ за зрителя. В прошлом классная баскетболистка и просто очень обаятельная девушка уже шесть лет продвигает БАТЭ в массы. Профильное образование Наталья получала в Нью-Джерси, в университете Фэрлея Диккинсона, где в 2004-м получила степень бакалавра бизнес-менеджмента. Ее работой в клубе, судя по всему, довольны. Капский считает Наталью очень работоспособным и эффективным менеджером. О лучшем собеседнике мы не мечтали.

На интервью с экс-баскетболисткой начали договариваться еще в прошлом году. Изначально вообще собирались говорить о десятой годовщине бронзовых медалей команды Буяльского на женском Евро-2007, но разговор все время переносился, и потихоньку эта тема утратила актуальность. К февралю 2018-го, когда вероятность встречи стала более осязаемой, нас уже больше интересовали насущные дела в БАТЭ, хотя и о баскетболе при наличии времени почему бы не поговорить. В заявке, направленной пресс-секретарю клуба Сергею Дашкевичу, мы так и обозначили свой интерес. В итоге встреча состоялась в Жодино, в кафе Pizza Smile, после рабочей поездки Марченко в Борисов. Мы проговорили примерно полтора часа, так и не добравшись до баскетбола, о чем, впрочем, никто по горячим следам не жалел.

Интервью получилось не очень ярким. Собеседница пыталась объяснить грустную полупустоту на арене, нереализованные проекты и смысл приглашения Влада Бумаги на стадион, но ответы, в основным, были обтекаемыми, хотя некоторые все-таки вызвали удивление. Например, если скромные «Крумкачы» стали изучать свою аудиторию сразу после выхода в высшую лигу, то БАТЭ, у которого очевидные проблемы с привлечением новых зрителей, собирается провести социологическое исследование лишь в этом году, если, конечно, ничего не помешает. Но это так, детали. Стоит отдать Наталье Олеговне должное: она не отказалась отвечать ни на один из острых вопросов. Вот некоторые из них:

– БАТЭ когда-то хотел запустить пластиковую карточку болельщика для оплаты услуг на стадионе по безналу. Почему задумка до сих пор не реализована?

– Борисов в прошлом году вновь стал чемпионом, но по посещаемости уступил Бресту. Как в клубе отреагировали на это?

– Какие у вас идеи по привлечению болельщиков из соседних городов?

– Почему не удается повысить посещаемость «Борисов-Арены»?

В общем, мы нормально пообщались, расходились без обид и взаимных претензий, договорившись, что перед публикацией текст вычитает пресс-служба БАТЭ – вполне себе стандартная практика.

Однако с пресс-службой борисовского клуба пришлось контактировать еще до того, как текст был написан. Звонок пресс-секретаря, собственно, и застал за написанием материала (дело, надо сказать, близилось к концу). Звонили по следующему поводу: Марченко отозвала согласие на публикацию текста. Подобных казусов с БАТЭ у нас прежде не случалось. Мы попытались выяснить причину такого решения. Оказывается, с Натальей Олеговной не поговорили…про баскетбол. Про баскетбол говорить она была готова, но секретов своей работы не выдает. Ну а что полтора часа с журналистом проговорила на диктофон… В общем, как мы поняли, это вышло случайно и в какой-то степени неосознанно.

Мы редко идем навстречу в таких случаях, когда беседа взрослых людей состоялась и работа сделана, но сейчас пошли, и дело не в том, что звонили из БАТЭ. Все проще: показатели работы и последующая реакция интереснее самого интервью.

Сейчас сотрудники БАТЭ спрашивают у болельщиков, как повысить посещаемость «Борисов-Арены». Хочется верить, они помогут с идеями, которые будут реализованы уже в этом сезоне.



КОММЕНТАРИИ