«Марш авиаторов» когда-то знал каждый школьник. Его мелодия слышалась ежедневно, и не только из репродукторов. Интерес к летному делу подогревался государством. В Борисове это проявилось даже в городской топонимике, пишет в своем блоге краевед Александр Розенблюм.

Именно в те далекие довоенные годы в городе появились улицы Авиационная, Парашютистов, Осоавиахима, переулок Планёрный. Создавалась широкая сеть аэроклубов. В Борисове такой клуб появился в средине 30-х годов прошлого века. Он готовил летчиков-любителей, планеристов и парашютистов. Кстати, воспользоваться парашютной вышкой, которую соорудили на колокольне Воскресенского собора, могли все желающие.


Клавдия Лабзо

В довоенное время Клавдия Лабзо (в замужестве – Петрова), ученица 3-й Борисовской школы-семилетки, окончившая ее в 1930 году, стала воследствии первой в республике женщиной-летчиком.

Любовь к авиации прививало и авиамодельное дело. Кружок авиамоделистов при Доме пионеров в довоенное время работал весьма активно. И хотя в качестве двигателей моделей использовалась преимущественно резина, соревнования проходили увлекательно и азартно (в Центре творчества учащихся такой кружок, но с неизмеримо большими техническими возможностями, под руководством бывшего военного летчика А. Пошивалкина функционирует в Борисове и сегодня, и на республиканских соревнованиях авиамоделисты этого кружка занимают призовые места).


Аэродром в Борисове

Остался в памяти и период увлечения борисовчан самодельными шарами-монгольфьерами. Их при большом стечении народа запускали на спортивной площадке напротив Городского сада по ул. Дзержинского.

А в борисовском гарнизоне в школе пилотов бомбардировочной авиации готовили военных летчиков. Подготовка авиаторов происходила на аэродроме, располагавшемся на северной окраине города. Это летное поле известно с давних пор, но мало кто знает про аэродром в районе ст. Приямино, который использовался в боевых действиях нескольких войн. В 1920 году там дислоцировался летный дивизион под командованием знаменитого в свое время военлета Алексея Ширинкина. А еще менее известны другие аэродромы на территории Борисовского района, предназначенные для использования санитарной и сельскохозяйственной авиацией – в Пересадах, Сморках (ныне Зоричи), Селище, Замошье.


Война и послевоенное время расширили авиационную составляющую в истории Борисова и района.

Сразу после начала войны в Борисов перебазировался из Ржева 99-й ближнебомбардировочный полк, принявший участие в атаках против немецких войск, стремившихся переправиться через Березину. Тогда же на Борисовский аэродром приземлились 11 экипажей 2-й эскадрильи 27 истребительного авиаполка, прибывших из Москвы. Сражались, как могли, но потери в боях с превосходящими силами были велики.

Учебно-тренировочный двухместный самолет УТ-1 Борисовского аэроклуба, захваченный гитлеровцами. Июль, 1941.

Первые дни боевых действий высветили имена летчиков, совершивших в Борисове огненный таран. 5 июля 1941 года командир эскадрильи 204 дальнебомбардировочного авиаполка капитан Александр Ковалец направил свой подбитый самолет на скопление вражеских танков. И в тот же день на горящем самолете лейтенант Николай Булыгин из 53 авиаполка разрушил фашистскую переправу чрез Березину.

В боях при обороне Борисова погиб знаменитый летчик Степан Супрун (впоследствии его именем борисовчане назовут городскую улицу). Тогда же, в первых числах июля 1941 года, в районе Борисова погибли летчики Николай Сосков, Павел Ганзенко, Алексей Плаксин, Григорий Доценко, Михаил Илишенко, стрелок-радист Виталий Хозин. Летчик Николай Филимонов и штурман Федор Квитчук тоже были сбиты, но выпрыгнули с парашютом, приземлились на оккупированной территории, блуждали по лесам, но за двое суток сумели добраться до своей части, за что были награждены орденами Красной Зведы (представлялись к ордену Красного Знамени).

На фронтах войны сражались и авиаторы-земляки, родившиеся на Борисовщине. Среди них асс советской авиации Владимир Ивашкевич, лично сбивший в 1943 году 12 вражеских самолетов; летчики Евгений Щербицкий, Иван Мильвит, братья Абрам, Моисей и Яков Мазо, Михаил Рябцев, Евель Белявин, Прохор Соболь, Лев Савельзон, Николай Лукашевич, Василий Шварц, Владимир Мозоль, Петр Мурашко, Александр Козыро, Леонид Винокуров, Самуил Рольбин, Зелик Финкельштейн, Денис Тарасевич, Иван Попков, Федор Грибклов; штурманы Лев Бандас, Михаил Гуревич и Илья Короленко; стрелок-бомбардир Арон Крупкин, стрелок-радист Василий Петрович, стрелок Михаил Хайкин. Не все из них вернулись домой.

Назовем также известных мне уроженцев Борисова – специалистов из наземной службы фронтовых аэродромов: подполковник Борис Крейнин, майор Владимир Рольбин, капитан Кузьма Розенблюм, ст. техник-лейтенант Иосиф Мазо, ст. техник-лейтенант Арон Элькинд, техниик-лейтенант Арона Копелевич, техник-лейтенант Михаил Павлов, ст. сержант Иосиф Дардык, ст. сержант Константин Кравцевич, сержант Вениамин Лурье и радистка метеослужбы Ольга Конашевич. Все они награждены орденами. Вспомним и погибшего в авиакатастрофе техника-лейтенанта Ивана Галько.

Не будет серьезной ошибкой, если к наземной службе авиации будет отнесен и борисовчанин Лев Феодосьев, техник лейтенант, фотокорреспондент газеты 14-й Воздушной Армии “Бей врага”.


Борисов находился под нацистской оккупацией ровно три года. Аэродром немцы использовали для дозаправки своих самолетов и оперативной связи с армейскими штабами (в начале августа 1941 года на него приземлился самолет с Гитлером). Известен факт подрыва на этом аэродроме вражеского бензохранилища. Это сделал школьник-патриот Витя Пашкевич.

Город был освобожден от врага 1 июля 1944 года, что явилось результатом успешной боевой операции 3-го Белорусского фронта. В ней приняли участие и отличились многие авиаформирования. 47 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк (командир – полковник Тюрин Трофим Романович), 86 гвардейский истребительный авиаполк (командир – подполковник Чистяков Владимир Алексеевич), 125 гвардейский бомбардировочный авиаполк (командир – подполковник Марков Валентин Васильевич), 127 гвардейский бомбардировочный авиаполк (командир – полковник Калачиков Андрей Андреевич), 4 гвардейская бомбардировочная авиадивизия (командир – генерал-майор авиации Котляр Феодосий Порфирьевич) получили почетные наименования Борисовских.

Кроме того, как следует из приказа Верховного Главнокомандующего от 1 июля 1944 года, в форсировании Березины на фронте 110 км и освобождении Борисова принимали участие и отличились летчики генерал-лейтенанта авиации Белецкого, генерал-лейтенанта авиации Ушакова, генерал-майора авиации Андреева, полковника Пруткова.

402-й истребительный авиаполк за доблесть и мужество, проявленные личным составом при обеспечении форсирования р.Березина и освобождении Борисова был награжден орденом Красного Знамени.

В боях за освобождение города принимал участие и французский добровольческий полк «Нормандия» (впоследствии – «Нормандия-Неман»). Одна из улиц Борисова названа именем этой части. При наступлении на Борисов в воздушном бою погиб французский летчик Жак Гастон. В 1970 году Борисов посетила его мать.


Несли потери и наши летчики. В той же операции был сбит летчик-истребитель Герой Советского Союза Андрей Попов. В небе над Борисовом и окрестностями летчик Григорий Репихов уничтожил самолет противника, а находившийся с ним в паре летчик Василий Барсуков в том же бою сбил три самолета. Отличились и женщины из 125-го бомбардировочного полка. Летчик Мария Долина и штурман Галина Джунковская с безупречной точностью разбомбили ряд важных вражеских объектов в районе Зембина. Обе – Герои Советского Союза.

Большая группа летчиков проявила себя при защите от уничтожения отступающим врагом железнодорожных коммуникаций на участке Орша – Борисов. Среди них Б. С. Окрестин (через неделю погиб и похоронен в Минске), Л. И. Беда (спустя много лет погиб в автокатастрофе и тоже похоронен в Минске), М. Г. Гареев, А.К. Недбайло, А. Ф. Коломеец и др. Они были награждены не только орденами и медалями, но и нагрудным знаком «Почетный железнодорожник». Немало летчиков, участвовавших в боях за Борисов, были в разное время и за разные подвиги удостоены звания Героя Советского Союза. Кавалерами Золотой Звезды окончили войну выпускники Борисовского аэроклуба Иван Козич и Николай Наумчик, курсанты Борисовской школы пилотов Василий Демидов и Владимир Пшенко, а также переквалифицировавшийся в штурманы выпускник Старобороисовского зоотехникума Тит Сеньков. Среди Героев Советского Союза, родившихся в Борисове, тоже есть летчики – Михаил Рябцев и Евель Белявин (в его честь названа улица). Этого же высокого звания был удостоен и бывший заведующий школьным отделом Борисовского райкома комсомола командир эскадрильи Павел Можейко.


И послевоенное время продолжало вписывать в историю авиации имена борисовчан.

Гордостью Борисовского района является космонавт Владимир Коваленок, выпускник средней школы в деревне Зачистье.

Хорошо известен штурман полярной авиации уроженец Большой Ухолоды Борис Бродкин, которого в 1958 году король Бельгии наградил орденом за спасение затерявшейся в Антарктиде бельгийской экспедиции.

Летчиком-инструктором стал выпускник Барнаульского военного училища уроженец Борисова Сергей Малый. До командиров кораблей гражданской авиации доросли борисовчане Борис Гуревич и Константин Сухенко.

Вспомним и удостоенного звания “Почетный авиастроитель” борисовчанина Валерия Касперского, генерального директора научно-произвеодственного обединения “Экран”.


Борисовские авиамоделисты

Нельзя здесь не упомянуть и общественные музеи, посвященные авиаторам. В школе № 9 музей посвящен летчикам полка «Нормандия-Неман», а в школе №18 – летчицам 125-го авиаполка им. Марины Расковой.

И как не назвать благородным поступком действия трех борисовчан – Татьяны и Владимира Балашовых, а также Александра Грекова, которые в 2016 году создали группу “Авиапоиск”. Они с помощью других искателей занимаются выявлением в Борисовском районе мест падения сбитых врагом в минувшей войне советских самолетов и установлением судеб летчиков, считающихся пропавшими без вести. Предполагается исследовать более десяти пунктов, где возможны ценные находки.

Первый результат: обнаружение возле деревни Сивица (Гливинский сельсовет) места падения самолета из 124 гвардейского бомбардировочного авиаполка, который пилотировали летчик Бушланов Николай Григорьевич и штурман Дружинин Сергей Константинович. Они были сбиты 30 июня 1944 года. Установлена связь с их родственниками. Но впереди еще много кропотливой работы.

Кстати, здесь стоит вспомнить и борисовскую журналистку Лилию Ерусалимчик, которая в 60-е годы прошлого столетия успешно занималась на территории Белоруссии поисками захоронений погибших летчиков из полка «Нормандия – Неман» (подробности она описала в своих очерках «Помнят те, кому выпало жить», Минск, 1988).

Однако, к сожалению, «авиационная» тема в истории Борисова не только не исчерпана, но и выглядит пока непростительно скудной. Где, в каком здании находилось управление аэроклубом, кто его возглавлял, кто там работал, кто учился – на эти вопросы ответа сегодня нет. Судьба выпускников аэроклуба, за малым исключением, остается неизвестной.

Никто ничего не знает и о характеристиках аэродромов, их техническом оснащении и тех, кто эти аэродромы обслуживал.

То же можно сказать и о школах пилотов и о тех, кто обучал парашютистов.

Остается лишь надеяться, что когда-нибудь кто-либо устранит белые страницы этой увлекательной темы, и общественность узнает много интересного, чем можно будет гордиться.



КОММЕНТАРИИ