В борисовской школе №20 уверены, что будущее именно за техническими дисциплинами. На базе учреждения образования успешно реализуется STEM-проект, где ребята конструируют и программируют, приводя в движение разнообразные модели роботов.




В кабинете несколько столов, заставленных ноутбуками. На одном, похожем на бильярдный, катаются роботы, собранные из Lego. На тумбах — лотки с деталями конструктора и механизмами для сборки. Все вместе это называется STEM-центр, от английского Science, Technology, Engineering, Mathematics — «естественные науки», «информационные технологии», «инжиниринг», «математика». На его базе работают пять лабораторий: программирования, робототехники, Lego-конструирования, управления беспилотными летательными аппаратами и лаборатория медиа.

— Два года назад мы даже не знали, что такое SТЕМ, — вспоминает координатор проекта, учитель математики СШ №20 города Борисова Ирина Адамович. — На базе школы действовал интернет-клуб, куда дети стали приносить беспилотники. Тогда к нашему директору Марине Савенок обратился Павел Бельский, который работал в IT-сфере. Он на волонтерской основе принес четыре набора Lego, провел занятия, глаза у ребят загорелись. Марину Юрьевну это направление заинтересовало. Было принято решение создать в школе STEM-центр, один из первых в области. Здесь нас поддержала ассоциация «Образование для будущего».

Сегодня в проекте более 300 ребят и 11 учителей. Одним из первых заинтересовался этим перспективным направлением учитель физики Константин Заяц. Молодой педагог занялся самообразованием: посетил несколько IТ-компаний, международные конференции, встретился с Митчелом Резником (создатель языка программирования Scratch). Константин Александрович ездит с ребятами на все конкурсы ассоциации «Образование для будущего», где они показывают лучшие результаты. Посещают и другие школы республики, в которых развивают подобные проекты, знакомятся с опытом в этом направлении.

Учитель считает, что открытие STEM-центров дает преимущества и самим школам: в них создается среда для педагогов, мотивирующая к тому, чтобы учиться самим.

— STEM-парк дал мне очередной толчок для саморазвития, — говорит Константин Александрович. — Теперь я могу заинтересовывать детей своим предметом еще больше.

Обучение в STEM-центре начинается с развития мелкой моторики. Далее — командная работа.

— Очень важно научить детей работать в команде, — отмечает Константин Заяц. — Такой навык ценится работодателями чрезвычайно высоко. Следующий этап — совместное изучение школьных предметов и робототехники. К примеру, не так давно в наш центр поступил новый набор для выполнения исследований по биологии (вместе с робототехникой). Нам выпала честь первыми в республике поработать с этим набором — нужно было разобраться, определить достоинства и недостатки набора. Вот, к примеру, при его помощи можно «оживить» рыбу: запрограммировать и проводить исследования. Так дети на практике смогут изучить, как, к примеру, влияет форма хвоста рыбы на движения в воде.

Робототехника позволяет в процессе игры продемонстрировать ребенку законы физики или электроники, а также побудить изучить основы программирования — они необходимы для управления некоторым роботами. Возможности таких конструкторов ограничиваются только фантазией ребенка — машинки, самолеты, животные, механизмы и многофункциональные роботы. Учиться можно от первого класса до института.

— Все занятия проходят бесплатно, — продолжает учитель. — Дети с удовольствием ходят, даже на переменках просят открыть кабинет, чтобы еще позаниматься. Отведенных 4 часов в неделю, конечно же, мало. Занимаются только ученики нашей школы,хотя есть желающие и из других. К сожалению, отказываем.

Роботов ребята собирают из специального конструктора Lego. В комплект для детей младшей группы помимо деталей входят два датчика, мотор и коммутатор. В коробке для старших есть еще колеса, несколько дополнительных датчиков и моноблок, которым можно управлять как через компьютер, так и через телефон.

Пару недель назад рядом со STEM-кабинетом открылась еще одна лаборатория. В скором времени сюда планируют приобрести 3D-принтер. Ребята получат возможность распечатывать ту или иную деталь, которую они уже умеют проектировать на компьютере.

Цель STEM-центров, активно набирающих популярность в нашей стране, — дать школьникам возможность приобретать знания и осваивать навыки, необходимые для жизни в технологическом обществе. А за этим, считает Константин Александрович, будущее образования.

— В стране не хватает IT-специалистов, — говорит педагог. —Не зря ассоциация «Образование для будущего» пошла в школы. Они дают возможность ребятам проявить себя в этом направлении. Детей нужно вовлекать в эту сферу, чтобы быть готовыми к высокотехнологичному будущему. Порог вхождения в IT у детей, которые обучались по STEM-системе, будет более благоприятный, в конечном итоге все мы от этого выиграем.

Константин Александрович рассказывает, что, по оценкам экспертов, уже сегодня многие профессии требуют STEM-знаний.

— Очевидно, что провизоры, бухгалтеры скоро исчезнут, — прогнозирует педагог. — Нужно понимать и то, что быть просто программистом — одно, а быть программистом и врачом, либо программистом и химиком — другое. Мы учим детей видеть комплексно, целостно. Чтобы они умели использовать полученные знания в дальнейшей профессии. Хотим их подготовить к будущему. Ведь идет четвертая техническая революция.

Возможно, именно в STEM-центрах ребята сделают первые шаги в выборе профессии. Тем временем борисовские школьники уже не просто хотят, а целенаправленно готовятся стать IT-специалистами.


Подписывайтесь на VBORiSOVE.BY в Instagram. Мы выкладываем красивые фотографии города и сторис! Подписаться
На сайте отключены комментарии, обсудите этот текст в нашем сообществе во ВКонтакте или Одноклассниках
ВКонтакте Одноклассники

Последние новости в Борисове