Экономика регионов держится на узкой группе валообразующих предприятий. Там, где они есть, промышленность развивается, доходы людей растут, финансовыми услугами население пользуется чаще. Там, где таких предприятий нет, ситуация противоположная. В госорганах считают, что драйвером развития белорусских регионов может стать малый и средний бизнес. Сегодня этот вопрос планируется обсуждать с участием белорусского лидера.

 

Спасательный круг белорусских регионов

Текущее состояние белорусских регионов можно оценивать по разным параметрам. Как вариант – по уровню охвата регионов финансовыми услугами. Не секрет, что банки стремятся оказывать услуги там, где платежеспособность населения выше.
К слову, в Гомельской области наибольшее количество банкоматов сосредоточено в двух районах (Жлобинском и Мозырском), что закономерно — там находятся крупнейшие производственные предприятия («Белорусский металлургический завод» и «Мозырский НПЗ»). Кстати, по данным Минэкономики, на этих двух предприятиях, которые формируют более половины объема промпроизводства Гомельской области, экономика региона и держится.
Между тем, в Нацбанке подчеркивают, что необходимо стремиться к равномерному развитию регионов. «Равномерное развитие регионов – фундамент развития всей страны», — заявил на прошлой неделе во время пресс-конференции заместитель председателя Нацбанка Сергей Дубков.

Драйвером развития белорусских регионов может стать малый и средний бизнес, а не только валообразующие предприятия («голубые фишки»). «Если в регионах нет «голубых фишек», необходимо развивать малый и средний бизнес. В стране существуют планы по наращиванию доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 30%», — напоминают в Нацбанке.

В понедельник вечером интернет-газете Naviny.by стало известно, что вопрос развития малого и среднего бизнеса в стране планируется рассматривать сегодня, 26 февраля, на заседании Совета по развитию предпринимательства с участием президента.

Вице-премьер Петр Прокопович, который является председателем совета, в настоящее время выступает с заявлениями, которые находят поддержку в предпринимательских кругах. На прошлой неделе, к слову, Прокопович выступал на заседании коллегии Министерства экономики, которое проходило без участия прессы.

«Прокопович во время своего выступления заявил, что никакой разницы между государственным и частным бизнесом быть не должно. Он также отметил, что необходимо прилагать максимум усилий для развития в стране малого и среднего бизнеса», — сообщилNaviny.by собеседник, принимавший участие в заседании коллегии Минэкономики.

 

Три столпа развития малого и среднего бизнеса

Тем не менее, к настоящему времени, несмотря на риторику о поддержке малого и среднего бизнеса, снять преграды, которые препятствуют его развитию, не удалось.

Председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец полагает, что судьба малого и среднего бизнеса зависит от решения трех ключевых вопросов – выкупа арендуемой недвижимости, производственной кооперации и доступа к финансовым ресурсам.

Право выкупа арендуемых помещений предприниматели получили после принятия знаменитой Директивы №4 в конце 2010 года. Однако, за истекшие два с лишним года воспользоваться этим правом белорусские предприятия так и не смогли.

«Важным условием развития бизнеса в производственной сфере является наличие в собственности недвижимости (производственных помещений). Давно поднимался вопрос о том, чтобы предоставить бизнесу право выкупа арендуемых помещений, однако решен он так до сих пор и не был», — констатирует научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Представители бизнес-ассоциаций рассказывают забавные случаи о том, на каких основаниях предпринимателям на местах отказывают продавать арендуемые помещения.

«Одно из предприятий, входящее в нашу ассоциацию, попросило выкупить площади, которые много лет арендует. Один из аргументов, почему им не продали недвижимость, — выпадающие доходы Партизанского ЖРЭО от аренды этих площадей. Получается, что пункт Директивы №4 не работает, так как выпадают доходы ЖРЭО. Если такие обоснования будут приниматься, мы никогда директиву не выполним», — подчеркивает Александр Швец.

Наряду с выкупом производственных площадей развитию малого бизнеса могла бы способствовать производственная кооперация с крупными госпредприятиями. По мнению бизнес-союзов, такое сотрудничество могло быть выгодно госпредприятиям, которые смогли бы снизить издержки за счет перевода на аутсорсинг процессов, связанных с производством отдельных комплектующих.

Однако жизнь показывает, что производственная кооперация между частным бизнесом и госпредприятиями не складывается.

 

«Компания в Борисове производит пожарные автомобили и предложила МАЗу производственную кооперацию. Однако она так и не сложилась — автомобильный завод пытается с ними конкурировать», — говорит Александр Швец.

 

Еще один ключевой элемент, необходимый для развития в стране малого и среднего бизнеса, – доступ к финансовым ресурсам на приемлемых условиях. «При нынешних ставках по рублевым кредитам заниматься инвестиционной деятельностью, как минимум, неосмотрительно», — констатирует Швец.

Таким образом, условий для развития малого и среднего бизнеса пока в стране не создано. Поэтому неудивительно, что главную скрипку в экономике страны продолжают играть валоообразующие госпредприятия, которые и определяют экономику регионов.

«Неизменная структура экономики регионов привела к тому, что экономическую погоду делает узкий круг валообразующих предприятий, формирующих более 50% производства региона и функционирующих еще со времен СССР», — заявил на февральском заседании правительства министр экономики Николай Снопков.

Промышленный ландшафт, унаследованный нашей страной с советских времен, практически не изменился. Эта ситуация приводит к тому, что экономическая активность сконцентрирована на отдельных регионах, а другие не развиваются. К слову, в Витебской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областях более половины промпроизводства, по данным Минэкономики, приходится на считанные предприятия.

На несбалансированность развития регионов накладываются демографические риски. По прогнозам Минэкономики, количество районов с критическим уровнем численности жителей (до 15 тыс. человек) может возрасти с 51 района в настоящее время до 77-ти к 2032 году. Прогнозируемый результат будет закономерным следствием сегодняшних событий, когда несбалансированность развития экономики приводит к тому, что одни районы развиваются, а другие, не имеющие валообразующих предприятий, утрачивают трудовые ресурсы и деградируют.



КОММЕНТАРИИ