Когда завод «БелДжи» презентовал флагманский Atlas, многие разочаровались, мол, цена на народный автомобиль явно завышена. Однако с выходом более доступных моделей Geely и запуском льготных условий покупки он стал ближе к народу: многие белорусы стали приобретать новенькие «Джили» именно из-за кредита. И вот результат: по итогам прошлого года белорусско-китайский бренд перескочил с конца списка сразу на четвертое место. Надо сказать, для СЗАО «БелДжи» это не стало сюрпризом: триумфальным взлетом продаж Geely обязан не только новым салонам по всей Беларуси, но, прежде всего, льготным кредитам: минимальный первоначальный взнос — 10 или 25%, срок — до 7 лет, процентная ставка — 1,9% в течение первых 2-3 лет.




Кредит не для всех

В прошлом году на этих условиях согласились кредитовать белорусов три банка — «Беларусбанк», «БПС-Сбербанк» и «Белагропромбанк». Фактически сегодня выдает «тот самый разрекламированный кредит под мизерный процент» только «БПС-Сбербанк» и, по слухам, до конца марта этого года. Очень кстати прилетел к нам и комментарий, а скорее даже крик души от одного из наших читателей: мужчина искренне сетовал на то, что ему отказали в льготном кредите на Geely Atlas, хотя у него «нормальная зарплата (1 200 рублей), двое детей, а других кредитов за душой не имеется». При условии 25% аванса банк согласился предоставить ему только часть необходимой суммы. «Я хочу и могу платить минимум 800 рублей в месяц, — возмутился он в ответ. — Неужели народный автомобиль по льготной ставке для простых смертных недоступен?»

А учитывая, что подобные нелестные отзывы в адрес льготного кредитования «Джили» в последнее время приходилось слышать и читать не раз, решаем под видом клиента пройтись по минским автосалонам и попытаться узнать, в чем же дело на самом деле. Итак, моделируем ситуацию: молодая семья с ребенком продает старенький Opel за 3-4 тысячи долларов, которых должно хватить на первый взнос. По уровню доходов будем ориентироваться на среднюю зарплату по стране: по данным Белстата, в январе 2019 года она составила 981,6 рубля.

Хватит ли этих денег, чтобы с легким сердцем отправиться в автосалон за новеньким Geely? Отметим, что будем рассматривать самые доступные комплектации в модельном ряду марки и сможем внести 25%-ый аванс от указанной суммы, чтобы растянуть льготный кредит на первые три года.

Купить Geely на одну зарплату

Сегодня в столице Geely представляют три автосалона. В одном из них, «Джили Центре», под нашим прицелом оказывается среднеразмерный кроссовер Geely Emgrand X7. За базовую комплектацию (она так и называется Base) просят 31 000 рублей. В оснащение входят 1,8-литровый 131-сильный мотор, который предлагается исключительно с 5-ступенчатой «механикой», литыми дисками, подогревом лобового и заднего стекла, 9-дюймовой мультимедийной системой, климат-контролем, обогревом передних сидений и прочим.

Сумма в 7 750 рублей погасит 25% от стоимости автомобиля. То есть ежемесячно первые три года мне придется выплачивать 295 рублей, потом — 422. А итоговая переплата за весь срок кредитования — 7 лет — достигнет 4 575 рублей. Спрашиваем, сколько нужно зарабатывать, чтобы кредит одобрили: просто не хочется подавать заявку на свой страх и риск… Минимальной планки относительно величины средней зарплаты, при которой оформят данный кредит, не называют, но если вы частное лицо, не обремененное другими кредитами, рассрочками и овердрафтами, то 1 000 рублей будет вполне достаточно, чтобы претендовать на кредит с авансом в 25% и ежемесячными выплатами примерно в 300-400 руб. на срок до 7 лет. А если точнее, то это «максимум 23 000 рублей, почти то, что вам нужно».

Получается, что по сумме кредита я выхожу впритык, а это ведь самая доступная версия Emgrand X7. Возьми чуть более дорогую комплектацию — и мне могли бы уже отказать. При этом семейные и жилищные условия представителей банка мало интересуют, в отличие от действующих кредитов и наличия карты «Халва». Также требуется два поручителя не старше 58 лет, паспорта и справка о доходах за последние три месяца. Заявка рассматривается один рабочий день, после чего мне скажут «одобрено» либо в кредите откажут.

В открытую представители автоцентра не комментируют будущее повышение ставок, но в кулуарных разговорах упоминают про то, что в скором времени ставка у банков поднимется до 3,9% годовых. Как только это случится в «Беларусбанке» и «Белагропромбанке», «БПС-Сбербанк» ответит тем же. Что ж, узнаем, что говорят в других столичных автосалонах.

«Ставка подрастет до 3,9%. Но это не точно»

У второго дилера Geely, расположенного по улице Орловской, интересуемся флагманским кроссовером Atlas. К сожалению, базовой комплектации (Base за 35 200 рублей) в наличии нет и под заказ привезти ее тоже вряд ли получится, поэтому пробуем взять в кредит следующий за ней Comfort с 2,0-литровым движком и 6-МКПП. Он отличается литыми дисками, металлическими накладками на порогах, системами помощи при подъеме и спуске, бесключевым доступом и мультимедийным комплексом с сенсорным дисплеем. Цена — 39 700 рублей.

Уже за столом у менеджера выражаю сомнение в том, что мне одобрят в банке льготный кредит. «А в чем сомнения?» — живо интересуется тот в ответ и просит описать ситуацию. «Один несовершеннолетний ребенок в семье, кредитов и рассрочек нет, доход составляет от 1 000 рублей в месяц», — ввожу в курс дела.

Если минимум четверть машины (а это 9 925 рублей) оплатить самостоятельно, то сумма кредита составит 29 775 рублей. Если совершать платежи ежемесячно равными долями под 1,9% (в первые три года) и 12,5% годовых, то сумма выплат будет 379 и 474 руб. соответственно. При условии, что долг будет погашаться на протяжении всего срока кредитования — 7 лет, итоговая переплата составит 6 283 рубля. Дадут ли кредит?

Менеджер по продажам «Лакшери Моторс плюс» рисует мои перспективы не в самых радужных красках: «Если брать версию Luxury за 48 600 рублей, то при авансе в 25% нужно зарабатывать минимум 1 700 рублей, в вашем случае должно быть хотя бы 1 300». Впрочем, следом звучат альтернативные предложения: либо внести больший первый платеж, либо рассмотреть вариант с лизингом.

Затягивать с покупкой автомобиля в кредит в салоне не советуют, так как льготная ставка вот-вот повысится: «Со следующей недели заработают льготные кредитные программы у «Беларусбанка» и «Белагропромбанка», но вместо 1,9 ставка подрастет до 3,9% в первые три года. «БПС-Сбербанк» тоже перейдет на новую ставку — это просто вопрос времени. Есть двоякая информация: с одной стороны, старая программа может продлиться до конца марта, с другой — возможно, нужно выполнить определенную планку, допустим, заключить 1 000 договоров под 1,9% годовых».

На дворе пока март. Возможно, еще успею оформить кредит? На следующий день перезванивают из банка и… отказывают в нем. Все просто: чтобы получить кредит на моих условиях и с озвученным уровнем дохода, я могу рассчитывать только на 22 300 рублей вместо необходимых 29 775. Минимальная зарплата при 25% аванса на покупку самого доступного Geely Atlas должна быть минимум 1 400 рублей. Менеджер почти угадал. Увы, совокупный доход с супругом или другими родственниками здесь не учитывается.

Не обходим стороной и самый молодой автоцентр белорусско-китайской марки в столице — «Даймонд Сити Центр». Осталось взять в кредит седан Emgrand 7, цена на который стартует от 24 900 рублей. Базовая «семерка», Standard, оснащена атмосферным мотором объемом 1,5 литра, 5-МКПП, бесключевым доступом, парктроником, обогревом передних сидений, климат-контролем, мультимедийным плеером (AUX/USB). Естественно, нас тоже интересует кредит с учетом 25% аванса и сроком на 7 лет.

Условия кредитования в данном случае у нас такие: авансовый платеж от 25% (6 500 рублей), в первый год процентная ставка составит 1,9%, затем увеличится до 12,5%. То есть ежемесячные выплаты будут составлять в среднем 234 рубля, а потом повысятся до 329. При этом сумма переплаты за 7 лет достигнет 3 486 рублей. Менеджер чистосердечно советует брать кредит на максимальный срок и выплачивать его за первые три года: в таком случае переплата будет мизерной — «ее съест инфляция».

Для примера менеджер делает расчеты платежей при условии 25% и 30% аванса и наглядно показывает, что ежемесячные выплаты будут отличаться минимально. Разница лишь в том, что при кредите до 30% требуются два поручителя, свыше 30% — под залог берется автомобиль, за который выплачивается Каско в размере 2,75% от общей стоимости, или 685 рублей.

В салоне обнадеживают: если мне не одобрят кредит (требуется справка о доходах за последние три месяца), можно взять Emgrand 7 в лизинг (в этом случае размер заработной платы записывается в анкете с моих слов). Как и в предыдущих салонах, в «Даймонд Сити Центр» тоже советуют не раздумывать долго: лучше бы определиться до конца марта, так как планируется «увеличение льготной ставки до 3,9%, но это не точно».

В банке ожидаемо спрашивают про «кредиты, рассрочки» и уточняют мою среднюю заработную плату. К поручителям тоже есть требования: только физлица, непрерывный трудовой стаж сроком не менее 3 месяцев, в возрасте не старше 58 лет и с подтвержденным доходом минимум 500 рублей. Теоретически кредит мне одобрят, ведь самое главное — ежемесячный платеж за авто не должен превышать 40% дохода.

акова ситуация в регионах? Достаточно было обзвонить пару дилеров, чтобы узнать, что цифра в 3,9% взята не из потолка. «Действительно, «БПС-Сбербанк» осуществляет кредитование покупателей Geely под 1,9% годовых до конца марта текущего года, — отметили в могилевском центре. — С середины марта кредит начнет выдавать и «Беларусбанк», но уже под 3,9% в льготный период, а потом под 13,9% вместо 12,5. Это не касается седанов — они будут продаваться по прежней ставке». В витебском автосалоне про конкретные ставки не говорили, но подтвердили, что они изменятся. «Сейчас запустили программу «Агролизинг» для физлиц: первые три года действует ставка 1,9%, а последующие два — 12,5, — упомянула менеджер по продажам. — Изменится ли она? На этот вопрос может ответить только глава государства».

**

По двум автомобилям «БПС-Сбербанк» одобрил кредит по условиям, озвученным по телефону (степень участия — 25%, при максимальном сроке кредита и средних платежах 300-400 рублей). Но это в теории. Когда дело дойдет до реальной кредитной истории, не откажут ли в банке? По моим наблюдениям, наличие ребенка или собственной квартиры в Минске сотрудников банка почти не заботило, тогда как все интересовались в первую очередь наличием других обязательных платежей. Плюс ко всему при 25%-ом авансе придется привести двух поручителей, а это «в наше время сделать непросто».

Ну и, конечно же, нельзя не сказать два слова про льготные условия, которые, по словам автодилеров, в скором времени станут другими. Будут ли новые ставки такими же комфортными, как прежде? Вести борьбу за кошелек белорусов станет сложнее? Что заставит простых тружеников выбрать белорусско-китайский автомобиль, если «вкусные» кредитные условия вообще уберут? Впрочем, о том, что льготная ставка повысится до 3,9% сказали во всех автосалонах. Пусть эта информация пока неподтвержденная, однако в региональных автоцентрах назвали точно такую же цифру. Думается, это неспроста. Поживем — увидим.

Банки отмалчиваются

А что говорят сами банки? Более конкретной информацией они делятся весьма неохотно, не раскрывая главной интриги с кредитом. Так, «БПС-Сбербанк» лишь подтвердил, что программа льготного кредитования продлится до конца текущего месяца, а более подробные сведения о текущих условиях, а также о возможных изменениях советует оперативно узнавать на сайте банка. «Беларусбанк» тоже не прояснил ситуацию: «В настоящее время наш банк совместно с «БелДжи» занимается разработкой новой партнерской программы кредитования физических лиц на приобретение автомобилей Geely».

От «Белагропромбанка» получить оперативный ответ не получилось. Судя по всему, придется дождаться официальной информации. Как обещают банки, она должна появиться в ближайшее время.

На сайте отключены комментарии, обсудите этот текст в нашем сообществе во ВКонтакте или Одноклассниках
ВКонтакте Одноклассники

Последние новости в Борисове