ЗРК «Оса» на шасси МАЗ. MILEX-2019. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В параде по случаю Дня Независимости 3 июля в Минске участвовали две боевые машины 9А33-2Б из состава зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Оса». Они модернизированы на Борисовском ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения» в ходе опытно-конструкторских работ «Монолит» и, по оценке экспертов, имеют неплохие рыночные перспективы.




У модернизированной в Борисове «Осы» неплохие рыночные перспективы 1

 

«Оса» еще в состоянии жалить

ЗРК «Оса» был принят на вооружение советской армии в 1972 году. Комплекс задумывался как всепогодное автономное мобильное средство ПВО сухопутных войск, которое имеет внедорожную проходимость и плавучесть, обладает хорошей помехозащищенностью и обеспечивает достаточно высокую боевую эффективность.

Помимо советской армии ЗРК «Оса» поставлялся в вооруженные силы стран Варшавского договора, Индии, Ирака, ряда других стран Ближнего Востока, Азии и Африки.

В настоящее время серийное производство этого комплекса завершено, однако до сих пор он, в различных версиях, состоит на вооружении сухопутных войск и морской пехоты ВМФ России, а также армий Беларуси, Украины, Азербайджана, Польши, Ливии и ряда других стран (всего — более 15). 18 комплексов после распада СССР были поставлены в Грецию — она стала первой страной НАТО, принявшей на вооружение ЗРК «Оса».

Боевые возможности ЗРК «Оса» были подтверждены на практике. Комплексы активно использовались сирийцами во время войны в Южном Ливане в начале 1980-х годов, где продемонстрировали высокую для своего времени помехозащищенность. Даже в случае подавления ЗРК помехами оптический канал наведения позволял обнаруживать и сопровождать цели. Применялись ЗРК «Оса» и в ходе боевых действий в Анголе.

Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 года американцы придавали первоочередное значение нейтрализации ЗРК «Оса», считая их одним из наиболее эффективных средств ПВО Ирака. И не случайно — комплекс оказался не только устойчив к воздействию средств радиоэлектронной борьбы, но и эффективно перехватывал крылатые ракеты Tomahawk.

Во время войны в Южной Осетии в 2008 году ЗРК «Оса» использовали как российская, так и грузинская сторона. Более того, для многих государств он до сих пор является основным средством ПВО малой дальности.

Модернизация открыла новые перспективы

Однако для того, чтобы противостоять современным средствам воздушного нападения, при интенсивном использовании всех видов активных и пассивных помех, ЗРК «Оса» нуждается в серьезной модернизации.

Слабой стороной первых версий комплекса является низкая помехозащищенность и живучесть в условиях применения современных средств радиоэлектронной борьбы и высокоточного оружия.

За устранение этих слабостей взялись специалисты Борисовского ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения». Основным направлением программы модернизации комплекса «Оса» разработчики избрали повышение его эффективности и надежности.

С применением современной электронной компонентной базы была проведена модернизация станций обнаружения и сопровождения целей, станции визирования ракет, а также аппаратуры телеоптического визирования и аппаратуры отсека операторов с введением в ее состав рабочего места командира.

Автоматизированное рабочее место командира позволяет оценивать радиолокационную обстановку и параметры движения целей и осуществлять выдачу целеуказания оператору поиска.

У модернизированной в Борисове «Осы» неплохие рыночные перспективы 2

У обновленной боевой машины (БМ) также появилась возможность автоматизированного обмена информацией в составе зенитной ракетной батареи.

За счет модернизации телевизионно-оптического визира была повышена скрытность работы БМ по воздушным целям. Введен режим автоматического сопровождения цели по оптическому каналу.

Оригинальные проектные решения позволили заменить в счетно-решающем приборе БМ девять блоков на один. В него была дополнительно введена функция документирования боевой работы. Модернизации подвергли около 70% штатного радиоэлектронного оборудования боевых машин.

Была повышена чувствительность приемных устройств, внедрена цифровая обработка радиоэлектронной информации, применены новые алгоритмы подавления пассивных помех. Удалось существенно улучшить помехозащищенность и расширить возможности станции сопровождения целей и визирования ракет. Помимо этого, увеличилась дальность обнаружения и повысилась точность определения координат цели.

В результате значительно улучшились показатели предельной дальности обнаружения воздушных объектов — до 52,5 км. Ошибка определения дальности до цели не превышает 35 м, а ошибка определения азимута цели составляет 0,15 градуса.

По оценке экспертов, капитальный ремонт и модернизация ЗРК «Оса» позволяет продлить сроки эксплуатации комплекса на 10-15 лет, обеспечить надежное обнаружение и уничтожение малоразмерных целей, а также повысить его общую эффективность.

Дешевле не всегда хуже

Заявленные разработчиком тактико-технические характеристики модернизированной БМ, получившей индекс 9А33-1Б, были подтверждены пусками в ходе полигонных испытаний. Они прошли в конце марта этого года на 174-м учебном полигоне ВВС и войск ПВО в Брестской области.

У модернизированной в Борисове «Осы» неплохие рыночные перспективы 3

Слабым местом, которое на первом этапе модернизации не удалось устранить, оказалось колесное шасси БАЗ-5937 советского производства, несущее боевую и транспортно-заряжающие машины. Выяснилось, что эксплуатационный ресурс шасси исчерпан, и встал вопрос его замены.

На минском предприятие «Тетраэдр» в аналогичной ситуации для своей версии ЗРК «Оса» — «Оса-1Т» выбрали достаточно редкое и дорогое колесное шасси производства Минского завода колесных тягачей МЗКТ-69222. Не исключено, что расчет при этом делался в первую очередь на состоятельного зарубежного покупателя.

Борисовчане же, похоже, нацелились на другую рыночную нишу, а потому предпочли давно выпускаемое серийно (и существенно более дешевое) колесное шасси Минского автозавода.

На MILEX-2019 была выставлена их версия БМ ЗРК «Оса» под индексом 9А33-2Б, размещенная на шасси МАЗ-6317. Аналогичную колесную базу получила и транспортно-заряжающая машина (индекс 9Т217-1Б).

По мнению ряда экспертов, у такой программы модернизации ЗРК «Оса» весьма неплохие рыночные перспективы. В настоящее время в странах дальнего и ближнего зарубежья (многие из них небогаты) насчитывается более 400 таких ЗРК, модернизационный потенциал которые далеко не исчерпан.

Желание приобрести обновленные советские ЗРК малой дальности сегодня выказывают даже те государства, у которых их раньше не было.


Подписывайтесь на VBORiSOVE.BY в Instagram. Мы выкладываем красивые фотографии города и сторис! Подписаться
На сайте отключены комментарии, обсудите этот текст в нашем сообществе во ВКонтакте или Одноклассниках
ВКонтакте Одноклассники

Последние новости в Борисове