Почему Лукашенко снова взялся за образование? Какие нас ждут нововведения и как к ним относятся учителя?

0

Как меняется школьное и высшее образование в Беларуси.

Государство в очередной раз собирается реформировать национальную систему образования. По этому поводу одно за другим прошли несколько совещаний. На одном из них Лукашенко заявил, что «времени на раскачку практически нет» и что «в случае ошибки люди нам просто не простят!» Разбирались, почему Лукашенко снова взялся за образование? Какие нас ждут нововведения? И как к ним относятся учителя?

Сын

Во время совещания 23 августа Лукашенко задал собравшимся вопрос: «Сколько раз мы будем возвращаться к системе образования с точки зрения ее реформирования и совершенствования?» Эксперт Вадим Можейко считает, что очередную реформу подтолкнула, «очевидно, личная причина: Николай идет в университет». Когда дети идут в школу, университет, у родителей появляется страсть и желание что-то изменить – например, переписать учебники, которые им кажутся чрезмерно сложными: «Только в отличие от нас, у Лукашенко есть такая возможность». И он пользуется этим – на время обучения Николая Лукашенко отечественную систему образования превратили в один большой эксперимент, в котором почти ежегодно появляются новые элементы или отменяются прежние решения. Теперь, когда младший сын идет в университет, Александр Лукашенко решил «реформировать» и высшую школу. Недаром в июне в обращении к выпускникам на фоне Дворца независимости и красного мотоцикла Лукашенко специально подчеркнул, ради кого это все делается.

В то же время Татьяна Щитцова, представитель Светланы Тихановской по вопросам образования и науки, выделила два момента: 1) реформа неразрывно связана с политической ситуацией в стране, когда через систему образования режим Лукашенко пытается еще больше усилить контроль над обществом; 2) значение имеет «роль России», когда беларусские учебные программы приближаются к российским и таким образом проводится дальнейшая «колонизация Беларуси»: «У наших детей формируется сознание вторичности и подчиненности России». Трудный вопрос: что в подобной ситуации делать родителям, для которых это настоящий вызов.

Главнае – не знания, а патриотизм

С начала 2022 года в Беларуси действует абновленный «Кодекс об образовании». Сейчас законодательно закреплено, что знания в беларусской системе образования – не на первом месте. Главное – «гражданственность и патриотизм». Их формирование произойдет на основании пока все еще непонятной «государственной идеологии». Среди того, что будут пытаться воспитывать в детях, отдельно выдвинули уважение к «закону и правопорядку». При этом отдельным приказом Министерства образования (№401) введены 10 правил для педагогических работников, где опять ни слова о знаниях, зато на первом месте – «реализовывать государственную политику в сфере образования». Также в школах с нового года появится больше государственной символики и пения гимна.

Основные нововведения из кодекса – всеобщее среднее образование (11 классов, а не 9, как было раньше), централизованный экзамен по отдельным предметам по итогам обучения, дистанционное образование признано самостоятельной формой получения знаний, появится новый вид дополнительного образования – одаренные дети и молодежь на базе Национального детского технопарка.

«Целевики»

В высшем, профессионально-техническом и среднеспециальном образовании отдельная роль отведена так называемым «целевикам», поступающим согласно целевому направлению. Вадим Можейко отмечает: «Целевое направление», или так называемые «целевики», – это, конечно, издевательство над рыночной экономикой, но соответствует советскому мышлению и плановой советской экономике. Тогда все было спланировано и контролировалось государством на десятилетия в жизни человека. Поэтому, конечно, это удобно и для режима. И власти хотели бы пользоваться таким механизмом активнее».

Также, как замечает Татьяна Щитцова, это способ хоть каким-то образом улучшить ситуацию с нехваткой специалистов по медицинским, педагогическим и инженерно-техническим специальностям. Для молодежи же – это «ловушка», «повинность перед режимом», которая вынуждает специалистов получать первое рабочее место с тяжелыми условиями труда и быта при невозможности в течение пяти лет покинуть назначенное место. При этом власти не задаются вопросом, как такой опыт повлияет на «целевика».

Теперь договор на целевую подготовку может составить любая организация, независимо от ее места нахождения. Количество мест для таких заказов для высшего образования – 3,2 тысячи, для среднего специального образования – 3,4 тысячи. Причем наиболее увеличили количество мест по специальностям инженерно-технического профиля – в два с половиной раза. После окончания обучения необходимо будет отработать пять лет в организации, выступившей заказчиком.

Школьная форма

Дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина – именно такое направление выбрал Лукашенко для перестройки отечественной системы образования, о чем неоднократно высказывался в течение года. За это отвечает назначенный 10 февраля 2022 года министр образования Андрей Иванец, который, по словам Лукашенко, «знает, какими дети должны вырасти». Татьяна Щитцова считает данное назначение «симптоматическим и символическим шагом – показать, что вроде как готовятся обновления. Но это только создание иллюзии нового».

«Заявления Иванца после событий 2020 года полностью соответствуют секьюритизации образования, когда акцент делается не на образовании, а на контролн за ним», – объясняет Вадим Можейко. Именно на это направлены основные изменения, которые вступают в силу с 1 сентября: например, запрет пользоваться смартфонами и обязательная школьная форма.

С 2023/2024 учебного года планируется введение единой школьной формы по всей стране – при этом следует подчеркнуть, что уже давно есть школы, где введена единая форма. Пока же с 1 сентября каждой школе поставили задачу ввести один элемент, который будет выделять ее учеников. Но что получится на практике? Одна из слуцких школ предложила ввести платки для девочек, чем вызвало недовольство даже Министерства образования. Один из классных руководителей объясняет: «С формой до сих пор не особо понятно. Нет определенной рекомендации, отчего в интернете началась перепалка. А министерство просто взяло и отступило – будто его не так поняли. И что опять? Как всегда, виновными оказались учителя, как со школой в Слуцке. Вот, например, жилеты теперь толкают. А в классе же тепло. Будет сидеть ученик, как капуста, в жару в классе, и что с ребенком таким будет? Какой он будет на уроке?»

Учебники

В очередной раз на протяжении последних нескольких лет переписываются учебники. Например, новые учебники будут по биологии, которая попала на глаза Лукашенко в 2019 годе из-за червяков.

Но более заметные изменения произойдут в учебниках беларусской литературы и языка, а также истории. Ранее в школе делался акцент на развитие критического мышления через сравнение документов, поиск учениками самостоятельных ответов на такие неоднозначные моменты истории, как, например, пакт Молотова – Риббентропа или тот же коллаборационизм в годы Второй мировой войны. Теперь же все определено – ни шагу в сторону.

Еще один учитель высказывает свои замечания: «Не столько волнуют изменения в программе, сколько учебники. Для 6-х и 7-х классов по истории Беларуси очень объемные параграфы, много существенной информации вынесено в схемы, таблицы, на которые дети просто не обращают внимания. По обществоведению учебники тоже очень сложные, будто написанные для олимпиадников. Нужно что-то делать с темами по культуре, ведь один перечень имен, произведений ни о чем ученику не говорят. Да вообще было много войны, а теперь стало еще больше. Но ведь одной ею история Беларуси не ограничивается?»

Больше часов на язык

Учителя беларусского языка новость об увеличении часов в 10-м и 11-м классах за счет иностранного считают положительной: «Действительно, в течение одного часа было нереально охватить тот материал, который предлагается учебной программой. Теперь, когда количество часов в старших классах на беларусский язык увеличили до 53 в год, учителя могут больше времени потратить на практику». Но при этом отмечает: «Хотелось бы, чтобы такие нововведения были и в среднем звене».

Еще одно существенное изменение – форма выпускных экзаменов: для 9-го класса в 2022/2023 году будет изложение, для 11-классников – централизованный экзамен.

«Бесконечная усталость от бесконечных реформ»

В этом году «национальную систему образования» ожидают многочисленные нововведения. Но приживутся ли они? Один из учителей со значительным педагогическим опытом объясняет: «Сколько уже этих реформ было? Ничего, будет итальянская тихая забастовка». И добавляет, что школе, наконец, должно стать легче, так как Лукашенко-младший ее закончил.

Вадим Можейко комментирует: «Не стоит преувеличивать очередных изменений. Система образования традиционно склонна спускать новые изменения на тормозах. Тихо их игнорировать, ведь она и так переживает бесконечную усталость от бесконечных реформ. Само же содержание реформ непродумано – они идут сверху, а не снизу. Учителя и преподаватели не влияют на принятие решений, поэтому не заинтересованы в их проведении в жизнь».

В то же время эксперт обращает внимание на то, что это очередной пример того, как не нужно делать: «Проблема реформы – она не соответствует действительности, не учитывает интересов низов, поэтому будет саботаж. Это пример, как не надо делать в будущем, ведь даже самые гениальные реформы, спущенные сверху, не обговоренные педагогическим сообществом, с учетом экономических связей, не будут иметь успеха».

Татьяна Щитцова отмечает, что на уровне независимого гражданского общества есть не только понимание необходимости реформирования, но и ведется подготовка такой работы. Например, 16-17 июня в Вильне прошла конференция «На пути к реформе системы образования в новой Беларуси». Эксперт подчеркивает: «В таких политических режимах, как лукашенковский, институты образования не могут быть инструментами развития общества, а только средствами сохранения власти».

Источник: ex-press.by

Leave A Reply

Your email address will not be published.