Лукашенко против школьников и студентов. Зачем власти был нужен урок-устрашение?

0

«Урок» дал Лукашенко возможность продемонстрировать власть и запугать молодых людей.

«Открытый урок» в президентском дворце, который заставили смотреть старшеклассников и студентов по всей Беларуси, Лукашенко провел с тремя целями. Молодежи, специально отобранной на встречу, он предъявил образ прошлого, который должен оправдать его правление сегодня. «Урок» также дал Лукашенко возможность продемонстрировать власть и запугать молодых людей. Корреспондент «Белсата» Александр Папко пишет о том, можно ли назвать властный ритуал успешным.

С задачами устрашения и демонстрации власти Лукашенко справился. «Советую вам быть аккуратными, […] потому что можно наделать ошибок, которые потом будет очень трудно исправить», – тоном милиционера, пришедшего в школу на профилактическую беседу, Лукашенко напомнил о протестах 2020 года. Отсутствующих на собрании оппонентов он заочно называл «мерзавцами». Превосходство над ними он продемонстрировал, показав публике якобы перехваченные у мошенников ордена Василя Быкова. Умерший 19 лет назад писатель был ярым критиком диктатуры Лукашенко.

Лукашенко против школьников и студентов. Зачем власти был нужен урок-устрашение?

Александр Лукашенко во время 4-часового выступления перед школьниками и студентами во Дворце Независимости. Минск, Беларусь. 1 сентября 2022 г. Фото: president.gov.by

Непредвиденных ситуаций произошло всего три. 16-летний кадет Захар Овчинников ответил Лукашенко на не любимом властями беларусском языке. Он честно высказал свое отношение к сталинским репрессиям.

Лукашенко против школьников и студентов. Зачем власти был нужен урок-устрашение?

Студент-первокурсник биофака БГУ Денис Знак посмел заявить, что после 2020 года большинство беларусов не верит государственным СМИ.

Лукашенко против школьников и студентов. Зачем власти был нужен урок-устрашение?

Наконец, под занавес встречи в объектив попал студент, показывающий блокнот с надписью «Спасите».

Лукашенко против школьников и студентов. Зачем власти был нужен урок-устрашение?

Успешным ритуал власти, однако, назвать трудно. Открытый урок длился не положенные ему 45 минут, а почти 4 часа. «Cтарого деда никто не слушал, дети орали, как всегда, перекрикивая учителя, и обсуждали лето», – так ситуацию по ту сторону экрана описывают подписчики телеграм-канала Антона Мотолько. В некоторых школах учителя отпустили детей через час–два. «Молодой и энергичный президент из народа» давно превратился в оторванного от собственного общества «деда». Его воспоминания о временах, когда существовали райкомы и обкомы партии, его советы по выращиванию «зерновых» уже не близки и не понятны большинству.

В 1994 году Лукашенко было 39 лет. Люди его поколения и старше, выросшие в зените СССР, составляли две третьих взрослого населения. Сейчас их – всего четверть. Две трети взрослого населения тогда были либо сельскими жителями, либо горожанами в первом поколении. Сейчас доля городского населения приближается к 80 процентам. Жизненный опыт бывшего председателя колхоза для них чужой.

А что же с образом истории, который должен оправдать день сегодняшний и вести в будущее? Лукашенко несколько раз заявил, что все войны, начиная со Средневековья, приносил в Беларусь Запад. «Мечом и хитростью», по словам Лукашенко, Запад продвигал «мифические» свободы. А беларусы, которых в 10 раз меньше, чем русских, были, якобы, частью народа, создавшего могущественную Российскую империю и СССР. Объяснить, почему Лукашенко поддерживает войну России против Украины, такая концепция может. Объяснить, почему Беларусь должна оставаться на карте, – нет. Лукашенко убеждает молодых людей сплотиться и воевать против европейских соседей. А такого ли будущего они хотят? И что в результате войны получат?

Александр Папко, belsat.eu

Источник: ex-press.by

Leave A Reply

Your email address will not be published.