Когда льгота при поступлении становиться тяжелым испытанием для абитуриента, каким вузам не грозит недобор студентов и стоит ли делать высшее образование уделом избранных — о том, какие исключения мешают правилам приема в вузы и ссузы, «ЗТС» рассказали депутат, декан и независимый эксперт.

У белорусского государства к образованию граждан отношение потребительское. Чиновников заботит, что не всегда удается укомплектовать отдельные очень важные для страны специальности в сфере военного, аграрного, педагогического образования. В то же время наметился явный перебор специалистов с высшим образованием. Если не регулировать ситуацию, то подобные диспропорции могут навредить экономике страны. Назревшие изменения по заданию главы государства должны быть учтены в новой редакции Правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения. Что в них пора менять?

 

Выиграет тот вуз, где за абитуриента борются

Председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Геннадий Пальчик отмечает безусловную социальную значимость правил поступления в вузы и ссузы — они ведь определяют основные принципы, механизм конкурсного отбора при поступлении.

Комиссия выступает с инициативой провести парламентские слушания по развитию системы образования. Среди проблем, которые хотят обозначить депутаты, например, недобор в вузы на социально значимые специальности.

— Во многом это связано с несоответствующей современным требованиям профориентацией в школе. Да и многие вузы не полностью используют потенциал привлечения абитуриентов. Сегодня выиграет тот вуз, где за абитуриента борются, где в партнерстве с работодателем создается система закрепления выпускника на рабочем месте с предоставлением определенных социальных гарантий. В этой связи актуальным является государственно-частное партнерство, — считает Геннадий Пальчик.

По его мнению, положительно сказалось бы на привлечении абитуриентов на определенные специальности и развитие целевого обучения.

— Стоит рассмотреть не только вариант, когда такое направление получает абитуриент из сельской местности. Если гарантировать хорошее место работы, предоставление жилья на селе городскому жителю, это может привлечь молодых специалистов из города в сельскую местность, — считает эксперт.

 

Без раздельного конкурса, сельчан поступило бы еще меньше

Декан факультета доуниверситетского образования Белорусского государственного университетаВячеслав Молофеев, много лет проработавший в приемной комиссии, отмечает: в 2013 году в БГУ оказалось меньше выходцев из сельской местности, чем раньше.

— Сыграли роль демографический фактор, процесс урбанизации, наблюдающийся в последние годы, а также введение планки минимальных баллов для участия в конкурсе для поступления в вузы, — считает эксперт.

В ряде случаев именно сельские абитуриенты не набрали необходимый минимальный балл. В целом в БГУ средний балл у сельских абитуриентов оказался ниже, чем у городских.

— Я не стал бы утверждать, что уровень их подготовки сравнялся с городским. Он ниже по большинству предметов за редким исключением, которым стали, например, география и немецкий язык, — говорит Вячеслав Молофеев.

Если бы не было раздельного конкурса, уверен эксперт, сельчан поступило бы еще меньше. Он предлагает в масштабах всей страны провести экспертную оценку эффекта от раздельного конкурса, а решение о его необходимости принимать на основании фактов и целей, которые стоят перед системой образования.

Что касается льгот для людей с инвалидностью и сирот, в БГУ были случаи, когда льготников зачисляли со 120-150 баллами на специальности, где конкурс превышает 300.

— Абитуриенту со слабой подготовкой предстоит учиться в аудитории, где все набрали по 300 баллов, и именно на таких студентов будет ориентироваться преподаватель, — подчеркивает Вячеслав Молофеев.

Приоритет при приеме в учреждения высшего и среднего специального образования необходимо отдавать тем, у кого выше уровень знаний, считает Геннадий Пальчик.

— Исходя из своего педагогического опыта, могу сказать: абитуриент с низкой суммой баллов не готов к определенному уровню требований в вузах. Таким образом, раздельный конкурс для сельских абитуриентов не всегда сослужит им добрую службу. Льгота при поступлении может стать серьезным испытанием, — отмечает эксперт.

Чтобы предоставить социальную защиту уязвимым категориям абитуриентов, Геннадий Пальчик предлагает развивать систему подготовки в вузы и ссузы. Например, предусмотреть для определенных категорий абитуриентов учебу на подготовительных факультетах за счет бюджета.

На платной основе изучение одного предмета в течение года обойдется на факультете доуниверситетского образования БГУ в 3 млн. 50 тысяч рублей. Иногородние имеют общежитие.

— Опыт показывает, что при нормальной работе абитуриент добирает к своему предыдущему результату по каждому предмету 10-15 баллов. Результаты выпускников подготовительных отделений очень неплохие. В этом году практически все наши выпускники поступили в вузы, а среди тех, кто подавал документы в БГУ, студентами стали 80%. Выигрывает и вуз, и абитуриент, — резюмирует декан факультета Вячеслав Молофеев.

 

Планку для поступления «опускать некуда»

Одно из возможных нововведений в правилах приема – электронное зачисление, когда перед поступлением при регистрации абитуриент сразу указывает, куда и на какие специальности он хотел бы поступить, а зачисление на ту или иную специальность проводится в зависимости от набранных на экзаменах баллов.

Что еще можно было бы изменить в правилах приема в вузы? Минимальную планку для поступления, по словам Вячеслава Молофеева, «опускать некуда». А вот для абитуриентов-технарей, которые набрали высокие баллы по математике и физике, но не преодолели нижний порог по языкам (которые не являлись профильным предметом), эксперт считает целесообразным ввести систему зачет-незачет.

— Но исключить из вступительных испытаний экзамен по языкам нельзя, — уверен он. —

Язык — средство коммуникации. Человек, претендующий на получение высшего образования, должен уметь излагать мысли. Языки должны присутствовать среди экзаменов, иначе некоторые абитуриенты скоро смогут читать только форумы в интернете.

 

Как олимпиады «ломают» конкурс

По наблюдениям эксперта, в последние годы в Белгосуниверситете значительную часть бюджетных мест на факультете международных отношений занимают победители олимпиады по обществоведению. Между тем, обществоведение изучается в школе лишь один год, а количество бюджетных мест гуманитарного цикла невелико и с каждым годом все больше сокращается.

— Более двух десятков победителей олимпиады по обществоведению — цифра весьма значимая, — считает Вячеслав Молофеев. — Конечно, чем больше олимпиад в стране, тем лучше. Однако, возможно, в случае с обществоведением было бы достаточно выдавать победителям сертификат ЦТ по этому предмету на 100 баллов.

Доля победителей олимпиад по естественнонаучным дисциплинам среди студентов-бюджетников незначительна.

— Они конкурс «не ломают». Более того, в случае с естественнонаучными дисциплинами даже победителей областных олимпиад можно зачислять без экзаменов в вузы на соответствующие специальности. Судя по анализу успеваемости студентов первого курса, который в БГУ постоянно проводится, у них очень высокие показатели, — отмечает Вячеслав Молофеев.

 

От перемены правил концепция не меняется

Эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич относится к правилам как к процедуре, которая изменяется в зависимости от поставленных целей.

— Однако от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Балл поднимается, опускается. Задается та или иная планка — например, выдвигаются определенные идеологические требования через проведение собеседования. Здесь много вариантов, и у властей есть достаточно возможностей для регулирования этого процесса. Но правила должны исходить из содержательных установок, — отмечает эксперт.

Основную проблему системы образования Беларуси Светлана Мацкевич видит в отсутствии концепции образования, которая позволила бы дать толчок его развитию. Например, настроена наша система на массовость высшего образования или наоборот? Ориентируется она на подготовку специалистов или на классическое фундаментальное образование?

— Если мы говорим о концепции элитарного образования, то необходимо сокращать прием в вузы, предъявлять более высокие требования к профессорско-преподавательскому составу, — считает эксперт. — И тогда актуальным является изменение технологии образования в высшей школе, сокращение аудиторной нагрузки у преподавателя, увеличение времени на свободную деятельность.

Однако установление прежних традиций, когда высшее образование было не для всех, — маловероятный путь. В условиях тренда по включению стран в Болонский процесс в мире постепенно устанавливается средний уровень высшего образования. А проблему качества и элитарности решает система постдипломного образования: магистратура, аспирантура, докторантура. Этот процесс, отмечает Светлана Мацкевич, требует и реформы системы образования, и капиталовложений.

— При сложившихся же условиях защиты диссертаций система постдипломного образования скорее разрушается и сокращается, чем развивается. Хотя именно здесь остался высококвалифицированный человеческий ресурс. То же можно сказать и о системе дополнительного образования, стажировок, академических обменов — считает эксперт.

Задача элитарной подготовки и системы образования должна быть тщательно продумана. Иначе, как прогнозирует Светлана Мацкевич, заинтересованные в развитии выпускники будут искать ту инфраструктуру, где их оценят и где они смогут реализовать свои устремления.



КОММЕНТАРИИ