Завтра была война. О чем писали в борисовской прессе перед 22 июня 1941 года

Газеты верстались и поступали в киоски заранее, поэтому о нападении Германии на СССР в прессе сообщили только на следующий день.

VBORiSOVE.BY решил вспомнить, о чем читали борисовчане, когда немецкая армия уже перешла западные границы СССР.

О содержании этих номеров можно судить по шапкам. Передовые статьи были посвящены заготовке кормов для нужд животноводства и задачам по улучшению профсоюзной работы. В других материалах рассказывалось о необходимости укреплять единоначалие директора предприятия, об ускорении темпов по расселению хуторов, об уходе за посевами кок-сагыза, активизации работы по распространению печати, о победителях соцсоревнований…

Завтра была война. О чем писали в борисовской прессе перед 22 июня 1941 года

Завтра была война. О чем писали в борисовской прессе перед 22 июня 1941 года

В номере газеты за 19 июня публиковалась информация о том, что 23 июня 1941 в деревне Житьково должен был начать свою работу санаторно-пионерский лагерь. Собрание детей и родителей было назначено на вечер 22 июня. Остается только гадать, что творилось на этом собрании и состоялось ли оно вообще.

Завтра была война. О чем писали в борисовской прессе перед 22 июня 1941 года

На 4-й полосе газеты за 20 июня мы видим критическую заметку про руководителя оркестра спичечной фабрики, который увлекся халтурой на стороне, и рутинные сообщения о ходе боевых действий за рубежом не столь интересны, как объявления.

На 22 июня назначен пленум райкома партии. Далее следуют объявления о наборе рабочей силы в Стаоборисовское ремесленное училище №23 и горжилуправление, а также о наборе учеников на завод «Пролетарский молот». Узнаем и о фильмах, которые демонстрировались в кинотеатрах в последние мирные дни: «Эстонская земля» и «Парень из тайги».

Завтра была война. О чем писали в борисовской прессе перед 22 июня 1941 года

Газета на то время выходила ежедневно и не малым тиражом — 5000 экземпляров. Мы видим и фамилию последнего предвоенного редактора газеты — А. Джелюк, который погиб на фронте в 1944 году в возрасте 39 лет.

Еще меньше прожил погибший на войне батальонный комиссар Носон Гиршевич Левин (1906-1942), который на момент нападения фашистов являлся в Борисове первым секретарем горкома КП(б)Б.


Итак, выходной день 22 июня 1941 года в Борисове начался обычно. Светило солнце, спешить на работу не надо было, предстояли поход на рынок, уборка, вкусный обед, а вечером — парк, кино или даже театр (в городе гастролировал театр из Вязьмы). Ничего не предвещало беды до полудня. Тогда Молотов по радио сообщил о коварном нападении фашистской Германии. Борисовчане стали ждать первых сводок с фронта, рассчитывая, что «на вражьей земле мы врага разгромим малой кровью, могучим ударом»…

Сегодня, спустя 77 лет, уже невозможно в подробностях вспомнить, как текла жизнь в Борисове непосредственно перед началом войны. Некоторое представление о ней дала районная газета.


«Сегодня, в четыре утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах…». — это обращение советские граждане уже слышали 22 июня — по радио.

После на страницах всех газет страны, в том числе борисовской «Большевіцкай трыбуны» опубликовали указы правительства о мобилизации, объявлении военного положения, первые фронтовые сводки и призывы уничтожить фашизм.

Comments are closed.