Жители одной из деревень в Борисовском районе 9 дней жили без воды
В деревне Медведевка Борисовского района не было воды девять дней.
На село, где жилых всего-то одиннадцать домов, есть четыре колонки. Колодцев ни у кого нет — все верили в водопровод. С 30 мая вода из колонок пропала.
Похожая ситуация в Медведевке была уже два года назад, но тогда «Борисовводоканал» привозил людям воду. Сейчас — нет. До 8 июня люди жили без воды.
— Бабушка Надя, бывшая узница, сказала, что немцы ее не так пытали, — рассказывает местный житель Анатолий Шибалко. — Ее дочь вынуждена была идти за водой пешком в соседнюю деревню, за три километра от Медведевки. Привезла бидон на тачке. Разве это нормально?
Анатолий Шибалко — силовик на пенсии. Жил в Минске, а когда ушел на покой, вернулся в родную деревню, завел коз, птицу.
— Говорят: Год малой родины. Вот вернулся я на свою малую родину, но условий для жизни тут никаких. Раньше в Медведевке было восемьдесят дворов, жизнь кипела. Сейчас жилых осталось всего одиннадцать. Освещения нет. Спрашивал у местных властей, почему так: в Минске есть, а у нас — нет? Чем мы, деревенские, хуже?
Анатолия Шибалко поддержала супруга Валентина:
— Муж ложится спать рано, а мне вечером хочется к подруге сходить, но боюсь, потому что темно, ни один фонарь не светит. Не людей боюсь, а животных, которых тут очень много: и лисы бегают, и волки, и медведи приходят — вокруг же леса. Про медведей не шутим! Вот с того леса, что за огородом, медведица с двумя медвежатами приходит. Эти косолапые — пестуны, за мамкой по два года ходят…
Вода в Медведевке появилась 8 июня. Только у Валерия Квилории, у которого вода в дом заведена, ситуация не изменилась. В причинах местный водоканал пока не разбирался.
Анатолий Шибалко рассказал, как все это время добивался воды, звонил руководству «Борисовводоканала».
— Нас сначала обвинили в том, что мы не по назначению используем воду из колонок: якобы льем прямо из шлангов на огороды. Но причина же не в этом, конечно. Скважина, к которой подведены колонки, была построена в 60-е годы. Не уверен, что в ней когда-либо менялись фильтры. Знаю, что несколько раз меняли насосы, один уронили и так и не достали. На скважине был когда-то счетчик воды, но в 2011 году, когда я снял показания и нашел в них ошибку, его демонтировали. Вот так решаются вопросы. Теперь поступление воды определяют по расходу электроэнергии, что в летние месяцы обходится дороже почти в десять раз. Например, за апрель за воду начислили 1,32 рубля, а за май — 12,23.
Гидрогеолог: проблемы с водой были в 2012 году — тогда все повально бурили скважины
— Проблему с водой надо делить на две темы — ее добыча и доставка населению, — рассказал гидрогеолог Артем Авхимович. До недавнего времени Артем Николаевич возглавлял отдел гидрогеологии и мониторинга подземных вод НПЦ по геологии. Сейчас работает в УП «Водабуртехно», которое занимается бурением и обслуживанием скважин.
— Слабый напор воды в центральном водопроводе или ее полное отсутствие — это проблема качества обслуживания ЖКХ, а не «потому что засуха стоит». Могла скважина из строя выйти или разрывы произойти в сетях, которые ремонтируются неделю-две, — тогда воды или нет, или объем подачи уменьшается. Вот и все проблемы.
Другое дело колодцы, уровень в которых зависит от того, как поведет себя природа: будут дожди идти или нет. Если долго стоит засуха, как сейчас, то уровень воды в колодце будет падать, а реки — мелеть. Здесь уж ничего не поделаешь. Единственный выход — бить скважину, которая дает воду из подземного источника. На подземные источники жара не влияет.
Правда, если скважину толком не обслуживать, то лет через 20−30 водоотбор упадет в 3−5 раз по сравнению с тем, что было изначально. По словам специалиста, после ремонта скважины водоотбор можно восстановить.
Артем Авхимович вспоминает, что последний раз повально били скважины в 2012 году:
— Уровень в реках был минимальный, и уровни вод были самыми низкими в Беларуси. Тогда очень много колодцев пересохло — по всем районам были проблемы с водой.
С 2012 года и до конца прошлого шел стабильный подъем уровней воды. И те, у кого в 2012 году кончалась в колодцах вода и кто понабуривал скважины, потом решили, что зря потратились. Правда, сейчас снова хвалят себя за дальновидность.
У нас есть только данные за март 2018 года, и там еще проблем с уровнями воды не было. Наоборот, было много подтопленных территорий. Как обстоят дела сейчас, данных еще нет.
Белгидромет: аномально теплый май привел к засухе и низкой воде
На днях Белгидромет рассказал, к чему привел самый теплый май в истории наблюдений. Из-за дефицита осадков и высокой температуры практически по всей стране почва интенсивно теряла влагу. Из-за недостатка влаги растения нуждались в поливе. Так что нет ничего удивительного в том, что люди увеличили расход воды — не оставаться же без урожая.
Выходит, на колодцы в Беларуси уже не стоит рассчитывать: отсутствие засух в перспективе никто не гарантирует, — нужно обзаводиться скважинами. А коммунальникам пора уже перестать жаловаться на граждан, которые в засуху поливают огороды, и начать наконец модернизацию водоснабжения с учетом народной любви к приусадебным участкам.
Комментарии закрыты.